Группы жилых домов, фрагменты или отдельные дома и структуры находятся в различных функциональных и пространственных взаимосвязях, характеризующих градостроительную ситуацию. Градостроительная ситуация определяется комплексом различных показателей, но один или два из них главные, ведущие.
Архитектурное формирование жилых комплексов.
Например, размещение зданий: оно может быть в глубине застройки, на магистрали, вблизи центров обслуживания или пешеходной улицы; у акватории или зеленого массива и т. д. и хотя градостроительные ситуации всегда чем-то отличаются, все же можно найти между ними общее и объединить в типичные и индивидуальные. Наиболее типичны градостроительные ситуации, отличающиеся социально-функциональным назначением архитектурно-градостроительного пространства: территории, образующие панораму, магистрали, пешеходные улицы, дворы (большие и малые), пространства общественного центра. Множество индивидуальных ситуаций создается пространствами в исторической застройке. Градостроительные ситуации предъявляют к каждому дому или структуре конкретные функциональные и композиционные требования; определяя их общую для города и локальную градостроительную роль, а значит, определяют их пространственную композицию (конфигурацию, этажность, пластику, в том числе специальные композиционные приемы, усиливающие такие средства выразительности, как силуэт, акцент, ритм и др.). Фасадная и гипсовая лепнина http://artsabbia.by/produkciya/lepnina/ является одним из таких приемов.
Для новых районов на свободных территориях современного города характерны сложные напластования из протяженных линейных структур и вынесенных на передний план акцентирующих зданий, создающих крупный масштаб и развитый силуэт.
Для магистралей необходимы ритмичные композиции вдоль движения, протяженные линейные структуры (с акцентами на угловых участках), совмещающие функции жилья и общественного обслуживания (в первых этажах), предусматривающие специальные планировочные приемы для защиты жилого комплекса от шума (шумозащитные дома). Для пешеходных, улиц необходимы разнообразные простые и сложные структуры: протяженные линейно-развивающиеся и компактные (террасные, ступенчатые — разноэтажные или отдельно стоящие башенные) с раскрытием видовых перспектив, завершающихся композиционными акцентами и включающих элементы природного окружения.
Для формирования участков застройки внутри микрорайонов, в первую очередь дворов, необходимы здания различной конфигурации с преимущественной ориентацией фасадов во двор, т. е. с входами, лоджиями и балконами, что придает застройке жилой характер. Различная конфигурация зданий создает динамичный, меняющийся при движении силуэт, воспринимаемый с близких расстояний на фоне неба.
Для создания интерьера под открытым небом целесообразны ступенчатые ком, позиции, например ступенчатое понижение этажности по направлению к центральному озелененному пространству. Для подчеркивания композиционного значения общественных центров, выявления входов в жилые комплексы, для формирования силуэта или подчеркивания ландшафта необходимо включение в композицию акцентных зданий или развитых многофункциональных структур домов-комплексов.
Объемное и пластическое решение таких акцентных композиций должно быть рассчитано на всестороннюю обозреваемость и архитектурную выразительность всех фасадов. Они могут быть повышенной этажности, башенной композиции либо сложными по силуэту и очертаниям. И, конечно, самые разнообразные пространственные формы жилища нужны для «вписывания» в историческую среду.
Перечисленные основные по композиционным признакам типы жилых зданий и структур, наполненные типологическим содержанием, и составят тот перечень градостроительных типов, которые нужны для условий конкретного города. Этим завершается процесс формирования требований к номенклатуре, от которого зависит достижение своеобразия архитектуры массового жилища каждого города или района. для создания своеобразной архитектуры недостаточно одного регионального колорита, достигаемого несколькими вариантами пластических и цветовых решений элементов фасада. Могут даже использоваться фрески на травертине http://artsabbia.by/produkciya/freski-na-gibkom-travertine/, как наиболее устойчивые художественные элементы. Необходим более глубокий учет и интерпретация в современных формах индустриального домостроения местных особенностей. Они наймут выражение и в различных подходах к эффективному использованию городских территорий, и в приемах застройки, и в соответствующей группировке зданий, и в архитектурно-пространственных формах, в типе и размещении летних помещений и т. д. Все это и должно определиться в процессе предпроектных исследований.
Элементы такого градостроительного подхода используются также при реконструкции застройки, когда в сложившуюся исторически градостроительную ситуацию нужно вписаться новым зданиям. Более интенсивное использование внутригородских пространств и реконструкция становятся одним из главных направлений развития отечественного градостроительства. В связи с этим серьезного внимания заслуживает большой и разнообразный опыт зарубежных стран, в частности, подход к изучению архитектуры жилой среды и поиски ее гуманизации в контексте сложившейся застройки.
В теоретических работах зарубежных архитекторов (Кристофер Александер, Роберт Вентури) показана ограниченность функционального принципа проектирования зданий «изнутри — наружу», поскольку учет окружающей среды не менее важен для полноценной архитектуры, чем организация внутреннего пространства.
Архитектура возникает лишь при взаимодействии внутренних и внешних сил — функциональных и пространственных. Зарубежные архитекторы внимательно относятся и к потребностям будущих жильцов, и к формам новых зданий среди старых.
Вопросы экономики, эффективного использования участков нового строительства являются непременным критерием оценки предложений. Это как бы три обязательных аспекта современных поисков новых видов жилища, которые проводятся часто в рамках специальных программ или конкурсов-выставок. Много внимания уделяется проблеме «плотного жилья», поискам новых принципов и приемов коллективного жилья в городе, жилья, которое представляло бы не «стерильное нагромождение стандартных ячеек», во что выродились концепции Корбюзье, а способ жизни. Предполагается интеграция, взаимопроникновение индивидуальных и общественных черт жизни городского жителя, внешних и внутренних функций, открытых и закрытых пространств и, конечно, диалог между старым и новым. Новое жилье приобретает формы плотной городской ткани в виде жилых комплексов, решенных в зависимости от градостроительного контекста в одном или нескольких объемах.
Интересна малоизвестная у нас, но уже ставшая историей операция «Жилье завтрашнего дня», проведенная в 1920-1930-х г. в г. Вене. Тогда был предпринят эксперимент по созданию в плотной городской ткани периферийных кварталов дешевого жилья, сочетающего индивидуальные черты и городской характер застройки. Эта застройка состояла из однородных 5 и 6-этажных зданий. Архитекторы масштабом и общей формой новых зданий, избегнув модных подражаний и эксцентричности, сохранили характер, выразив его современным языком. Фасады и внутренняя планировка варьируются в зависимости от ориентации — в сторону открытых зеленых пространств или в сторону улиц. Собрана целая коллекция, свидетельствующая о высоком искусстве тактичного строительства в существующей застройке. Эти традиции успешно развиваются в австрийской столице и в последние годы. В рамки «плотного жилья» вписываются работы, проводимые по специальной программе модернизации старого жилья в пригородах Парижа и других французских городов. Французские архитекторы считают, что «социальное», трактуемое как дешевое, жилье для рабочих, не должно означать обязательно архитектурное нищенство. Например, в г. Стене на ул. Карно 3-5-этажные здания создают островки, напоминающие ранее существовавшие постройки. Как и они, новые здания сгруппированы и ориентированы на улицу и создают сеть дворов и улочек. Воссоздается кривизна улицы, хотя интерпретируется по-новому. Квартиры из двух и более комнат, с двусторонней ориентацией. В первом этаже — магазинчики, лавочки, ателье, жилье для пожилых. Другой островок создан в пригороде Парижа Пантене, где 15-этажный жилой дом на 820 квартир решает другую градостроительную задачу. Видимый с периферийной дороги, он должен «проглотить» существующую 23этажную башню, исказившую окраину Парижа. В реконструкции существующей застройки и зданий городов Франции в 1970-начале 1980-х г. участвуют архитекторы в соответствии с программой PAN (Новая архитектурная программа по жилищу, создана в 1975 г.).
Была разработана концепция взаимодействия различных типов городской ткани (старая однородная и разнородная структура; новая однородная и разнородная структура и др.) с различными видами зданий, и на ее основе предложено три типа включения: аналогичное; с новой, но подчиненной существующей, структурой; на основе полного контраста. Появились предложения, отражающие различные типы включения. Одним нравилась органичная интеграция с градостроительной тканью, другим — контрасты, несоответствия, создание архитектуры с совершенно новыми, противоречащими стилю застройки, фасадами и планировкой.
Интересны, например, решения жилых домов «с крышей и без» (для учета региональных особенностей соседних зданий); различная трактовка угла здания на перекрестке, с обязательным проходом и визуальной связью с двором. Остроумны поиски сочетания коллективного и индивидуального жилья в старом городе. Одно из них — протяженный жилой дом «змея» как связь между застройкой 1950-х и 1980-х г., в разработке которого принимало участие 9 авторов. Каждый делал свой отрезок «змеи», и множественность решений должна была напоминать сложность старого города. Использованы различные приемы, характерные и для индивидуальных, и для коллективных форм, прежде всего различные виды связей между зонами жилья и общественных помещений, между улицей, садиком и жильем.
- Проекты по благоустройству территории благоустрои ство территории spproject.ru.