Давид становится во главе движения художников за реформу Академии, а потом и за ее уничтожение (8 августа 1793 г.). Крупный вехой на этом пути является декрет 21 августа 1791 г., которого энергично добивался Давид и его сторонники, декрет, превращавший выставки Салона, ранее доступные только для членов Академии, в свободные выставки для всех французских и иностранных художников. С осени 1790 г. Давид становится членом Якобинского клуба и постепенно с нарастанием событий все глубже и глубже втягивается в революцию. В «Автопортрете», исполненном в 1790 г., запечатлен образ взволнованного и охваченного порывом человека; палитра и кисти воспринимаются здесь не только как эмблема художника, но и как оружие, с которым он собирается служить делу революции.
Первым произведением Жака Луи Давида, непосредственно связанным по сюжету с происходящими в стране событиями, явилась композиция «Клятва в зале для игры в мяч 20 июня 1789 г.». В ней художник должен был запечатлеть момент, когда депутаты третьего сословия поклялись не расходиться до тех пор, пока для Франции не будет выработана конституция. Но задуманное огромное полотно (около 7,5 м в высоту и более 10,5 м в ширину) так и не было завершено Давидом. Дальнейшие события революции развивались так стремительно и Давид был так поглощен ими, что, выполнив детально разработанный рисунок пером и ряд живописных портретных этюдов, он бросил начатое полотно и перешел к осуществлению других, захвативших его замыслов. Кроме того, сама клятва 20 июня постепенно перестала казаться столь важным событием.
При создании этой композиции Давиду впервые пришлось столкнуться с воплощением современной исторической темы. И хотя в связи с гравированием рисунка он сделал специальную приписку, что «автор не преследовал цели передать сходство членов собрания и не рассматривал свое произведение как групповой портрет», он Вынужден был отойти от первоначально намеченной отвлеченности и включить ряд портретных лиц. Во всяком случае на протяжении почти двух лет (с осени 1790 до середины 1792 г.) он написал около 50 портретов с участников этого события, которые считал необходимым эскизным материалом к большому полотну. Но все-таки эту композицию в конечном итоге нельзя считать групповым портретом: она всецело принадлежит к жанру достоверных в своей конкретности исторических произведений. Давид оказался и на этот раз достаточно гибким в своих художественных средствах. Ему нужно было передать единый порыв большого числа людей и он нашел живую динамическую форму трактовки массовой сцены, так как именно через бурное, взволнованное движение фигур передано здесь овладевшее всеми воодушевление. Тут нет главных и второстепенных персонажей, энтузиазм каждого воспринимается как одинаково значительный. Председатель собрания Бальи, возвышающийся над другими и читающий клятву, является не главным героем, а лишь одним из равных, и чувствуется, что не к нему, а к тому, что он читает, обращен порыв представителей третьего сословия. Волнение их кажется еще более сильным на фоне простых суровых стен, а развевающиеся занавеси и возбужденные лица в окнах и на балконе как бы говорят, что перед зрителем лишь часть общего народного подъема. То, что воспринимается теперь в позах и жестах фигур как нечто искусственное и театральное, следует отнести не только за счет давидовской интерпретации, но и за счет самого характера подобных выступлений того времени, которым был свойственен чрезмерный пафос и приподнятость. С точки зрения анализа стиля в этом произведении можно отметить наличие двух основных тенденций Давида. С одной стороны, выступает его умение передать живые конкретные лица, полные индивидуальных чувств и выражения, а с другой — в самом методе, которым создавалась данная композиция, Давид остался верен своим классическим принципам. Некоторые фигуры он писал сначала обнаженными и лишь потом облачал их в одежды, другие же, наоборот, набрасывал в эскизах одетыми, а затем для проверки наносил поверх их контуры обнаженного тела. Причем, если всмотреться в отдельные фигуры, то можно обнаружить установленные классическими правилами позы и жесты, обычно применяемые при выражении определенных чувств. Но в данном произведении все это тонет в потоке коллективной эмоции, переданной художником с большой выразительностью.
Продолжение следует…
- Подробное описание продать мебель компании у нас на сайте.
- DeFiEarns.com