Именем «человека без книжного образования» называют сегодня университеты, научные и художественные институты, музеи. В Милане открыт Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи. Принимает гостей последнее пристанище гения усадьба Клу во Франции. В парижском Университете Леонардо да Винчи учатся студенты. Подразделением Калифорнийского университета в США является Центр по изучению творчества Леонардо. Его основатель Арманд Хаммер, за 2,4 миллиона фунтов стерлингов приобретя в 1980 году на аукционе рукопись («кодекс») Леонардо с размышлениями по гидравлике и космологии, навсегда связал свое имя с именем гения (сегодня «Кодекс Хаммера» носит название «Кодекс Гейтса»: в 1994 году владелец «Майкрософт» купил рукопись уже за 30 миллионов долларов). Калифорнийский центр спонсирует Музео Идеале Леонардо да Винчи в Винчи (открыт в 1993 году).
Мы не приравниваем себя к гению Леонардо. Но мы так же полны решимости сделать мир более прекрасным. Этой статьей мы начинаем публикации, посвященные великому человеку — Леонардо да Винчи.
ГАЛЕРЕЯ ГЕНИЕВ ЛЕОНАРДО.
Именовал себя сам Леонардо, поначалу уязвленный своим недостаточным знанием латыни (языка, на котором писались современные ему научные труды и, главное, были написаны все античные тексты, «источник мудрости» для обернувшегося к дохристианскому миру общества), а затем с гордостью противопоставил свою добытую непосредственным наблюдением ученость книжной схоластике.
Джованни Франческо Рустичи. «Проповедь Иоанна Крестителя». 1507-1508. Бронза. Баптистерий, Флоренция
Джотто ди Бондоне. «Оплакивание Христа». Между 1305 и 1313. Фреска. Капелла дель Арена, Падуя
Мазаччо. «Чудо со статиром». Около 1427. Фреска. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария делъ Кармине, Флоренция
Читать и расшифровывать его тексты — головоломная задача для исследователей. А XX век, когда его доселе хранящиеся в различных собраниях рукописи стали изучаться систематически, с изумлением обнаружил в записях прообразы хорошо нам сегодня знакомых аппаратов — автомобиля, субмарины, дельтаплана, танка и других. Поговорка «Кто может многое, тому приписывают все» оказывается как никогда справедливой, если вспомнить, что даже тайну Туринской плащаницы те, кто не верит в ее божественное происхождение, связывают с протофотографическими опытами Леонардо, ибо кто иной смог бы сотворить столь безупречную мистификацию под заказ нуждавшегося в «идеологической» поддержке Савойского дома.
Время, когда жил и творил Леонардо да Винчи, незаконнорожденный сын нотариуса и крестьянки, родившийся в маленькой деревеньке Анкиано около селения (сегодня городок) Винчи, что на полпути между Флоренцией и Пизой, время кровавое и жестокое, время правления беспощадных тиранов, очарованных гармонией красок и форм, глубиной мысли и слова, позже назовут эпохой Возрождения.
Фра Беато Анджелико. «Снятие с креста». 1432. Галерея Уффици, Флоренция
Действительно, кажется, что ангел-хранитель Леонардо, сам великий труженик, уберег его от чрезмерных напряжений. Этот светский человек вовсе не был похож на анахорета (Микеланджело, всю жизнь «воевавший» с Леонардо, однажды назвал его «скрипачом»). Да и ученики его боготворили не только за величайшее мастерство в искусствах, широту познаний, но и за умение развлекаться — музыкой, танцами, забавами, поэзией, веселыми и поучительными рассказами. Однако не забудем, что девиз Леонардо («упорная строгость»), следуя которому он всю свою жизнь посвятил трудам.
Заметим к слову, что часто встречаемая сентенция об особенности великого Мастера именно как универсала не вполне точна. В этом Возрождение следовало средневековым традициям. Не универсализмом как таковым, а многократностью и поистине всеохватной широтой своего универсализма выделяется Леонардо, выделяется даже среди своих «титанов» — современников.
Филиппе Липпи. «Мадонна с Младенцем и ангелами». Около 1465. Галерея Уффици, Флоренция
Рафаэль Санти. «Афинская школа». Фреска. 1509-1511. Станца делла Сенъятура, Ватиканский дворец, Рим
Сандро Боттичелли. «Аллегория весны». Около 1481. Галерея Уффици, Флоренция
В это время в Италии, раздробленной на множество городов-государств, возродился и интерес к человеку, появилось стремление к возвышению человеческой личности и возникло культурное движение, которое позже было названо гуманизмом. Гуманистический тип культуры присущ всей эпохе Возрождения. В новом стремлении познать земной, видимый мир и человека в этом мире важное место принадлежало художникам.
Возрождение, тенденции которого, зародившиеся еще в период Проторенессанса (XIII и XIV века), особенно ярко проявились в творчестве Джотто, вызревало долго, ибо было огромного масштаба переломом в человеческом сознании. Не забудем, что такой поворот к человеку происходил в пору, про которую современник Леонардо гуманист Марсилио Фичино говорил: «Я ничего не слышу, кроме шума оружия, топота коней, ударов бомбарды, я ничего не вижу, кроме слез, грабежа, пожаров и убийств». Но тот же Фичино с гордостью провозгласил: «Кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал».
Леонардо начал свою художественную деятельность во второй половине XV века, века, ставшего периодом Раннего Возрождения, интенции и достижения которого он взял за основу. Его старшие современники, представители самых разных художественных школ (Мантенья, Мессина, Делла Франческа, Боттичелли и многие другие) уже продемонстрировали возможности нового искусства. Он не уставал учиться, выхватывая из позывных времени то, о чем размышлял и что чувствовал сам. Так, про великого своего предшественника, с именем которого и связано начало новой эпохи в живописи, он записал: «Флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал своим совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей учителей, трудились напрасно». Но его собственные открытия (по словам Жана Кокто, он был не исследователем, а первооткрывателем) в области светотени пропорций, воздушной перспективы, композиции стали краеугольным камнем изобразительного искусства Высокого Возрождения.
Пъеро делла Франческа. «Алтарь Монтефелътро». 1472-1474. Пинакотека Брера, Милан
Тайна его действительного отношения к религии и церкви бросает густую тень на попытки интерпретировать его немногочисленные живописные работы. Почему, например, у Уриэля в лаврской «Мадонне в скалах» оказывается странная звериная лапа? Что кроется за двусмысленной улыбкой его Иоанна Крестителя? Вопросы бесконечны…
Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян». 1476. Картинная галерея, Дрезден
«Поклонение пастухов». 1485. Капелла Сассетти церкви Санта-Тринита, Флоренция
Пьеро делла Франческа. «Встреча царя Соломона и царицы Савской». 1452-1468. Фреска. Церковь Сан-Франческо, Ареццо
Столь же бесконечны атрибуционные споры по поводу художественных работ Леонардо. Речь идет не только о бесчисленных копиях, но и о мере участия мастера в написании картин. В конце XV века престиж занятия художеством стал много выше прежней его оценки как «ремесла». Теперь заказчики оплачивают заранее оговоренные в контрактах «invenzione» и «ingegno», то есть оценивают то, что мы сегодня называем концепцией, — замысел и художественный способ исполнения. А с начала XVI века в них исчезает формулировка «tutto di suo mano» («все своими руками»). Так что и Леонардо, и вслед за ним его «косвенный» ученик и последователь в изображении гармонического человека Рафаэль (оставивший нам в своей «Афинской школе» гипотетический облик Леонардо-Платона с поднятым вверх пальцем — жест Фомы Неверующего из леонардовской «Тайной вечери»), утвердившие высокое достоинство художника-концептуалиста», создали серьезные атрибуционные проблемы для будущих поколений любителей искусства и его биографов.
С сожалением отмечено, что многочисленные технические и другие (вне живописной сферы) открытия и изобретения Леонардо не оказали на ход развития цивилизации никакого влияния. Его многочисленные разработки и записи веками хранились под спудом в различных собраниях. Слава Леонардо как универсального гения долгое время питалась лишь легендами. И тогда к месту будет задаться вопросом: почему художник, в наследии которого сохранилось лишь несколько полотен и еще несколько незаконченных произведений, на протяжении полутысячелетия почитался и продолжает почитаться величайшим живописцем мира? Зная извилистый путь искусства и эпизоды его истории, когда творчество даже гениальных художников на какое-то время переставало быть «актуальным» (вспомним Рембрандта!), подчеркнем: творения Леонардо никогда не подвергались «пересмотру». И если героический авангард XX века дерзко выбрал именно их в качестве предмета своих игр, значит, что они представляли собой квинтэссенцию искусства живописи.
Сын своего времени, он был, если можно так выразиться, и самым блестящим его учеником. Но, восприняв достижения предыдущего поколения и своих старших современников, то есть художников, чье творчество сформировало культуру Раннего Возрождения, он сделал решающий шаг вперед, на века определив возможности живописи. Все формальные достижения кватрочентистов были им развиты и усовершенствованы.
Андреа Мантенья. «Мертвый Христос». Около 1500. Галерея Брера, Милан
Революция в передаче пространства (уход от готического условно-символического изображения к реально-чувственному, основанному на законах постигаемой глазом линейной перспективы), совершенная Мазаччо, а затем использованная его последователями, продолжилась трудами Леонардо. Ибо не менее радикальным было открытие им воздушной перспективы. Да и «производное» ее, живописная «дымка», смягчающая резкость контуров и придающая естественность формам на полотне, отныне стала обиходным средством художников. Совершенное владение искусством перспективных и ракурсных построений позволило Леонардо показывать фигуры в естественных разворотах, и его «спиралевидные» «постановки» (без той гипертрофированной условности, которая разовьется у художников следующего поколения) демонстрировали абсолютную свободу существования персонажей в среде.
В его композициях, основанных на этих формальных открытиях, проявилась та степень цельности, спаянности, которую невозможно найти даже у самых талантливейших и ярчайших представителей Кватроченто. (Речь идет как об общей разработке пространства холста, так и о колористической гамме и светотеневой моделировке.)
Кроме того, именно в живописи Леонардо мы обнаруживаем самое совершенное воплощение эстетических идей времени — максимально реалистическое изображение идеальной натуры. Его божественное благородство типа, вкупе с человечностью и теплотой, извлечет из разнообразия (при всей немногочисленности «продукции») живописных посылов Леонардо его младший современник Рафаэль, положив начало новому стилю европейского искусства, классицизму, и его производному — академизму. В ограниченности же рамок этих направлений меньше всего следует упрекать великого мастера Леонардо.
Среди меняющих судьбу человечества событий, выпавших на время, когда жил Леонардо (в том числе и открытие в 1492 году нового континента генуэзским суконщиком Колумбом, и 95 тезисов Мартина Лютера, в 1517 положивших начало Реформации) была и сама жизнь великого Мастера, полная невероятных взлетов человеческого духа.
Микеланджело Буонарроти. «Давид». Мрамор. Площадь Синьории, Флоренция
Жан Огюст Доминик Энгр. «Смерть Леонардо». 1818. Музей Малого дворца, Париж.
Продолжение следует……
- Сушилка древесина обзор сушильных камер для древесины.
- Купить 20 футовый контейнер новый морские контейнеры 20 футов и новые купить.