Гений Леонардо да Винчи отразился не только в живописи, но и в механике, анатомии. Им были зарисованы различные боевые машины, строение человека.
Кодексы Леонардо да Винчи.
РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия). Фрагмент
ПОТОП. Около 1515. Этюд. Бумага, черный мел. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).
Апокалиптическая серия «Потоп» из 10-ти листов, созданная Леонардо во Франции, воспроизводит конец мира в буквальном смысле — изображенное приближается к абстракции. Он и раньше интересовался геологией и палеонтологией и, обнаруживая на возвышенностях Италии раковины и другие останки морских животных, размышлял о Ноевом потопе. Леонардо так учил молодых художников писать бурю: «Море, мутное и бурное, должно быть полно крутящейся пены между вздымающимися валами, и ветер должен поднимать на разимый им воздух более тонкую пену, как густой, обволакивающий туман». Но сейчас он задумывался о будущем: «Ах, какие ужасные раскаты будут слышны в потемневшем воздухе! О сколько будет воплей и сколько причитаний!»
Человек Витрувия
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЕ. Ок. 1500. Бумага, карандаш.
Изобретатель. Послание потомкам
Неудивительно, что флорентиец Леонардо оставил нам чертежи изобретенных им машин шелкопрядения и шелкокручения, обработки сукна, ведь Флоренция его времени была мировым центром шерстяной и шелковой промышленности. Но совершенно необыкновенны его открытия, которые были вновь изобретены и воплощены лишь в XX веке. «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать», — писал Леонардо о фантастическом способе связи, не оставив нам зарисовок аппаратов по этому поводу. Но может быть, в скором будущем нам и они не понадобятся? Или — уже понадобились? Автомобиль и танк, субмарина и батискаф… И бионика, наука, развившаяся в веке XX. Все это имеет основой открытия Леонардо или было предсказано его изобретениями. Футуристический дар Леонардо не имеет себе равных в истории человечества.
РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).
Сегодня любителям творчества Леонардо доставляет удовольствие «переводить» недоконченные наброски итальянца, в том числе и военных машин, в реальные, действующие аппараты, тем самым подтверждая его конструкторский гений. В 2004 году в разместившейся в одном из королевских дворцов под Лиссабоном экспозиции, посвященной военной технике древности, в ряду других механизмов-убийц, начиная с глубокой древности, была представлена и эта воссозданная модель Леонардо. Как неоднозначна и противоречива была душа этого человека, конструировавшего военные машины и одновременно записывающего: «И ты, человек, рассматривающий в этом моем труде удивительные произведения природы, если ты решишь, что разрушить мой труд — дело преступное, подумай, что гораздо более преступно отнять жизнь у другого человека».
НАБРОСКИ ПОПЛАВКА С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ ТРУБКАМИ ДЛЯ ВОДОЛАЗА. Между 1508 и 1518. «Кодекс Арундела». Британский музей, Лондон.
Кодекс Арундела является довольно пестрым собранием рукописей, однако это не разрозненные страницы и фрагменты, а 283 сшитых вместе листов различного формата. Основная тема этой рукописи — математика.
Из-за того, что «кодексы» Леонардо были малодоступны для изучения, в веках сохранялась его слава лишь как живописца. XX век, по существу, заново открыл миру Леонардо — ученого, механика и инженера.
Совершенно очевидно, что в этом последнем качестве его использовали все без исключения правители, на службе которых он находился. Будучи придворным художником, Леонардо, не только выступал как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. Его архитектурные эскизы и сегодня сохраняют свое значение как планы постройки идеального города.
МОРТИРА. Около 1485. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.
В перечне своих умений, предложенном Лодовико Моро, Леонардо упоминает: «7. Также, если потребуется, я могу сделать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы прекрасной и целесообразной формы, не похожие на обычные. 8. Где нельзя сделать бомбарды, я сконструирую катапульты, манганы, стрелометы и другие орудия удивительного действия и не похожие на обычные; вообще, в соответствии с каждым данным случаем могу сконструировать бесконечное множество разных приспособлений для нападения и защиты…»
ПАРАШЮТ. 1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Библиотека Амброзиана, Милан.
«Зонтик в 12 локтей» в конце 90-х годов XX века «реализован» по гениальным чертежам Леонардо да Винчи и даже опробован. Конструкторам пришлось добавить лишь противовес сверху, но, зная обычай Леонардо не до конца доводить свои зарисовки, чтобы ими не смогли воспользоваться посторонние, вполне допустимо, что он имел в виду при воплощении своего детища сделать и это необходимое дополнение.
Внимательное изучение рукописей Леонардо продемонстрировали весь диапазон областей, к которым он приложил свои знания и умения. В то время, когда войны и мятежи перемежались с карнавалами и пирами, не было ничего удивительного в том, что художнику и ученому поручалось оформление празднеств. Но Леонардо выделялся и среди своих собратьев-декораторов, а его «кунстштюки» сохранялись в памяти поколений как легенды. Так, например, Вазари свидетельствует, что для встречи в Милане Франциска I в 1515 году «попросили Леонардо сделать какую-нибудь диковинную вещь, он сделал льва, который мог пройти несколько шагов, а затем у него разверзалась грудь и оказывался весь он полон лилий».
ПРОЕКТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «ГЕЛИКОПТЕР». 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).
До изобретения первых вертолетов в 1910-х годах с тех пор прошло 420 лет. Пожалуй, пока это единственный технический проект Леонардо, который не был осуществлен и опробован нашими пытливыми современниками. Но большинство нынешних ученых признают его приоритет в изобретении геликоптера и первого варианта пропеллера.
ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН. 1478-1480. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.
«Механика есть рай математических наук — посредством ее достигают математического плода», — писал Леонардо. Квадратура круга, механизмы для дренажа земель, устройства плотин, различные механизмы (начиная от строительных и кончая отчитывающими часы), «очки для наблюдения большой Луны» — в решении этих и многих других научно-технических проблем Леонардо — и скрупулезный теоретик, и успешный практик.
ПРОЕКТ «ПТИЦЕЛЕТА» И РИСУНОК ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ В ЛЕЖАЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ. 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).
Дельтапланерист, уже в наше время паривший над Италией, был горд своей миссией. Не меньше гордились и конструкторы, соорудившие его аппарат по уточненным леонардовским чертежам (надо было добавить лишь «хвост»). «Большая птица начнет первый полет со спины исполинского Лебедя, наполняя изумлением Вселенную, а молвой — все писания. То будет вечная слава гнезду, где она родилась». Пророчество Леонардо, грезившего о полетах, сбылось.
ВНЕШНИЙ ВИД И ПЛАН ЦЕРКВИ В ВИДЕ РОТОНДЫ. 1487-1490. Рисунок. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).
В Милане Леонардо стал другом самого яркого зодчего Возрождения Донато Браманте. Браманте, достраивая церковь Санта-Мария делле Грацие, синтезировал ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой. В Риме сложился его стиль, ставший основой всего европейского классицизма в архитектуре. Начало ему положил Тем-пьето, выстроенный Браманте в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монто-рио. Круглый в плане Темпьето смотрится, как воплощение этого эскиза Леонардо.
Анатом и биолог.
Анатомические занятия Леонардо начались еще под руководством Верроккьо. Однако в дальнейшем продолжая их со всем пылом анатома-профессионала, он вряд ли ориентировался лишь на потребности живописи. Художник и мыслитель, для которого самым важным была не внешность предмета, а его устройство как принцип жизни, не мог не сделать анатомию одним из своих главных пристрастий. Он пользовался в своих изысканиях консультациями лучших анатомов Европы, дружил с Маркантонио делла Торе, философом и естествоиспытателем, автором трудов по анатомии человека. Именно анатомии Леонардо посвятил, по его собственным словам, 120 книг.
Можно себе представить количество «трудодней», предшествовавших их написанию. Добавим, что сегодняшнему читателю, следует знать: в отсутствие надлежащего инструментария тонкие операции при препарировании трупов совершались Леонардо собственными ногтями.
МЫШЦЫ ШЕИ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).
Леонардо предполагал создать универсальный анатомический атлас, начиная с зачатия человека и до естественного умирания его организма. В другом варианте текста говорится о необходимости продемонстрировать сначала идеального человека, затем стариком с уменьшенной мышечной массой, и отдельно — с таблицами, показывающими различные отделы тела «вплоть до костей». Впрочем, были и другие варианты окончательной анатомической антологии.
СЕРДЦЕ И ЛЕГКОЕ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).
По всей вероятности, упомянутые Леонардо анатомические «книги» могли быть посвящены каждая результатам исследования отдельного органа. Описанные современниками рукописи Леонардо по анатомии отличались от дошедших до нас виндзорских манускриптов. Приблизительно в 1513 году Леонардо начинает подробно изучать сердце и кровеносную систему человека, возвращаясь к тем опытам, которые он проводил ранее на животных (в основном на быках). Этот рисунок, изображающий сердце и кровеносные сосуды, был создан под влиянием подтвержденных в настоящее время теорий, разработанных в классических трудах римского врача Галена.
Окончание описания жизни и трудов Леонардо да Винчи в следующей статье…
- Смотрите уходовая косметика для лица купить тут.
- Gps и глонасс мониторинг s-watcher.com.