Основным произведением Давида в последнюю треть его жизни, безусловно, является «Коронация». Над этим огромным полотном он интенсивно работает более трех лет — с весны 1804 до середины 1807 г. — и впервые выставляет его для обозрения публики в Салоне 1808 г.
Коронация Жозефины.
18 апреля 1804 г. по решению правительственного сената первый консул Наполеон Бонапарт получил право носить титул наследственного императора Франции. Тотчас же начались приготовления к торжественной коронации, назначенной на 2 декабря 1804 г. в Париже. Наполеон настоял, чтобы папа римский, который должен был освятить коронование, совершил это не у себя в Риме, как полагалось по старой традиции, а прибыл во Францию. Программа коронационной церемонии разрабатывалась чрезвычайно тщательно, составлялись списки приглашенных и точно обусловливалась роль и место каждого; заказывались расшитые золотом туалеты небывалой стоимости и великолепия отделки; придворные архитекторы Наполеона Персье и Фонтен подготавливали эскиз убранства собора Парижской богоматери, где должно было происходить торжество. Давид получает заказ запечатлеть в живописи это событие.
Подобно тому, как Давид работал над «Клятвой в зале для игры в мяч», так и на этот раз он начинает с целой серии отдельных портретных этюдов. Только постепенно, после целого ряда совершенно театральных по типу репетиций и самой церемонии, на которой он также присутствовал, сложилась у него окончательная композиция картины. Наподобие гигантского барельефа расположил он основную группу участников параллельно переднему краю полотна. Общее число изображенных им персонажей превышает 130 человек.
Вряд ли в начале XIX в. мог найтись другой художник, способный создать подобное произведение. Талант портретиста и исторического живописца соединились в этой работе Давида.
Некоторую трудность представлял сам выбор момента, который должен был быть запечатлен. Как известно, Наполеон, вопреки предварительным репетициям, внес неожиданное изменение в центральный акт коронации: когда папа Пий VII поднял корону, чтобы возложить ее на голову Наполеона, последний внезапно и очень решительно взял ее сам и надел себе на голову, после чего его жена Жозефина встала перед ним на колени и он возложил на ее голову корону императрицы. Смысл этого был понятен — Наполеон, отбросив историческую традицию, хотел подчеркнуть, что императорской короны он добился сам, а не получил ее из рук римского папы. Естественно, что Давид не мог изобразить этот эпизод коронации и остановился (что, конечно, было согласовано с Наполеоном) на моменте коронации Жозефины (поэтому в литературе довольно часто картину Давида называют «Коронацией Жозефины»).
В созданной Давидом картине имеется ряд блестящих портретных характеристик (Пий VII и его прелаты, наполеоновские маршалы, министр иностранных дел Талейран и многие другие); ее отличает огромное мастерство исполнения костюмов и обстановки, богатство и насыщенность цветовой гаммы, но здесь отсутствует какая бы то ни было воодушевляющая эмоция. Если в «Клятве в зале для игры в мяч» все фигуры были равны, то здесь они все подчинены главной, то есть фигуре Наполеона, который является идейным и композиционным центром картины. Почтительно склоненная Жозефина особенно подчеркивает величественность позы императора. И если историческое значение картины определяется документальной точностью, с которой запечатлено событие, то ее художественная ценность заключается в той живописной выразительности, с какой передан блеск и торжественность коронации, нарочитая театрализация и претенциозность, характерные не только для данной церемонии, но и для всего быта наполеоновского двора. Причем наиболее замечательно, что это внешнее великолепие с большим тактом и чувством меры соединено у Давида с реализмом многих портретных изображений.
Картина была одобрена императором и это завершило официальное признание Давида в качестве первого живописца Наполеона.
Другие произведения Давида, написанные по заказу двора, как например, «Клятва армии императору Наполеону после раздачи знамен на Марсовом поле 5 декабря 1804 г.» (1810 г.), значительно уступают «Коронации» по своим художественным качествам.
- Участки +в раменском. Купить земельныи участок в раменском zvka.ru.