Применение панелей перекрытий и наружных стен размером «на комнату», опирание панелей перекрытий не только на внутренние, но и наружные (несущие или самонесущие) плоские прямоугольные панели стен внесли определенную схематичность в композицию фасадов.
Блок секции в крупнопанельных домах.
При конструктивных схемах с разделением несущих и ограждающих функций между внутренними и наружными стенами возможны более разнообразные построения фасадной стены: вертикальная, горизонтальная, ячеистая и другие путем выпуска торцов поперечных стен или перекрытий. Но из-за ряда технико-экономических сложностей (мостики холода, стыки, отсутствие эффективных легких навесных панелей) и в этих зданиях панели «прикрывают» внутреннюю структуру, нивелируя выразительность ее тектоники. Достаточно часто межэтажные стыки декорируют лепными элементами. Что позволяет исключить мостики холода и добавить архитектурного убранства для фасадов зданий.Опыт крупнопанельного строительства показывает, что признак «панельности» играет настолько решающую роль в архитектурной характеристике новых жилых районов, что во многих случаях никакими приемами застройки не удается избежать ее однообразия и безликости. Даже многовариантность градостроительных композиций при блок-секционном методе, как показала практика его массового применения, хоть и уменьшает однообразие, но не снимает его до конца.
Компоновка домов или непрерывных композиций из разнообразных блок-секций обогащает застройку только крупной пластикой, а монотонность крупнопанельной однородной ткани фасадов остается. Положение осложнено тем, что применяется один единственный тип разрезки фасадной стены на панели — однорядная, наиболее универсальная и совершенная в техническом отношении. Использование такого конструктивно-технологического фактора формообразования, как разрезка, могли бы стать дополнительным средством разнообразия крупнопанельных жилых зданий.
А почему панели укрупняются только по горизонтали (на две комнаты) и нет попыток сделать это по высоте? Такие панели способствовали бы сокращению протяженности наружных стыков, но они могли бы стать также новым приемом в архитектуре. Быть может, в этих неиспользуемых средствах и скрыт один из доступных резервов повышения выразительности фасадов.
Необходима также дальнейшая работа над поиском специальных приемов композиции фасадов. Например, объединение элементов в группы и подчинение их общей композиции, как отдельного дома, так и всей застройки. Суть монотонности не в нехватке пластики, а в «избытке» окон, дырчатости, перфорированности зданий. Усложнять план здесь не имеет смысла. Нужно создать отсчет по высоте дома горизонтальным членением. Тогда главной будет двух-, трехчастность здания, сетка же окон станет вторичной, нейтральной, неприметной, фасад лишится утомительной клетчатости, композиция получит развитие и масштаб». Может быть это звучит излишне категорично, особенно применительно к протяженным многоэтажным домам, но не следует рассматривать приемы композиционного членения фасадов и мелкой пластики как противоречащие правде. Однако применение тяг, уступов, сдвигов, цвета, даже свободного от жилья этажа в качестве горизонтального членения, а также пластических пятен, как и других активных средств выразительности, не должно быть во всех зданиях. Большая часть фасадов в застройке все же останется нейтральной, с нюансным разнообразием.
Перечисленные приемы нужны в акцентных композициях: при создании курдонеров, замыкании перспектив, создании симметрии, подчеркивании главного в застройке, как, например, в ансамбле многоэтажных жилых домов на ул. Люсиновской в Москве, который участвует в формировании одной из центральных площадей столицы — Добрынинской. Градостроительная задача, как ее определили авторы, — подчеркнуть парадный характер фасадов здания. Панели главных фасадов облицованы мрамором и естественным декоративным камнем, применены объемные круглые элементы лоджий, отделанные гранитным щебнем, алюминиевые витражи окон и дверей со светозащитными стеклами. Композиционное членение фасадов достигнуто рельефными панелями на уровне 10-го этажа, чередованием отделки из травертина и мрамора.
Однако в массовом строительстве Москвы, где преобладает 18 и 22-этажная застройка, приемы членения огромных фасадных поверхностей не кажутся столь эффективными. Здесь нужны другие средства — для восприятия отдельных фрагментов с близких расстояний, т. е. подчеркивание первых этажей, входов и малых форм при них. А многоэтажная масса пусть «растворяется» в воздухе. И именно такая иллюзия легкости, ажурности, даже бесплотности создается при восприятии жилых комплексов Олимпийской деревни, Воронцово, жилых домов на ул. Каштоянца и др., где основной декоративный прием — сетка цветных (голубых, красных) с белым обрамлением панелей, созданных благодаря лепнине из гипса. Должна быть также продолжена работа над членением фасадов с различным размещением и группировкой балконов и лоджий, ибо проектных разработок есть довольно достаточно, даже в составе типовых серий.
В объемно-планировочном решении жилого дома лестнично-лифтовый узел со входом — важный композиционный элемент. Сегодня входу и лестнице возвращается их значение — приглашать человека войти в жилище. Декоративная отделка, малые формы, скамьи, трельяжи с зеленью придают жилищу индивидуальность. Современная практика свидетельствует о том, что ритм лестничных клеток и ажурное решение ограждающих их панелей стал одним из ведущих приемов архитектурно-композиционной структуры фасадов протяженных крупнопанельных зданий.
Лестнично-лифтовые блоки применяются в качестве поворотных элементов в развитии структуры жилого дома как соединительные элементы в протяженных и башенных домах, обеспечивая их выразительное объемно-планировочное решение (Теремки-1 в Киеве). Входы, лестницы, площадки и другие коммуникации — общие для дома помещения. При соответствующем качестве их эксплуатации могут и должны стать вместе с другими общественными помещениями местами общения, отдыха, коллективного быта жителей. Одна из актуальных проблем архитектуры массового типа жилого дома — отсутствие деталировки. Если фасад жилого дома доиндустриалыюго периода включал около 25 элементов, первые экспериментальные сборные дома — 15, то современные крупнопанельные — только 7-8, иногда до 10 элементов. Но, уделяя внимание деталям, нельзя забывать, что при индустриальных методах, требующих эффективности заводского производства, технологичности изготовления и монтажа изделий и конструкций, уменьшения массы и минимального расхода материалов, специальные средства и приемы, обеспечивающие эстетические качества изделий массового производства, должны быть рационально ограничены. Красивыми должны быть сами конструктивные элементы — их форма, рисунок, пропорции, материал и отделка, цвет, сочетание в здании, застройке, создающие гармоничную композицию. Такие конструктивно-функциональные элементы, как панели наружных стен, окна, двери, входы, экраны лоджий и балконов, парапеты, завершения являются одновременно и архитектурными деталями. Превращение сборных конструктивных элементов крупнопанельного жилого дома в архитектурные детали является одной из главных задач.
Современный этап индустриального домостроения характеризуется активным поиском новых решений архитектурных деталей. Многие домостроительные предприятия страны, особенно те из них, где работа проходит в творческих контактах с архитекторами, продемонстрировали ряд достижений в освоении новых архитектурных решений, прогрессивных технологий изготовления и отделки изделий. Это ДСК в Днепропетровске, Киеве, Кишиневе, Минске, городах среднеазиатских республик. Опыт Ровенского ДСК показал, что не все резервы индустриального домостроения по повышению архитектурных качеств жилой застройки используются на деле.
Распространенное мнение о том, что домостроители тормозят все архитектурные начинания, в данном случае оказалось неправомерным. Замена так называемого «архитектурного добора» на Ровенском ДСК стала убедительным примером индивидуализации внешнего облика крупнопанельных жилых домов освоенных серий. Из всей номенклатуры изделий, составляющей 300-400 единиц, эта группа изделий обычно составляет лишь 10% и соответственно может обладать большей технологической гибкостью, обеспечивающей разнообразие пластической и геометрической формы изделий. При строительстве микрорайона им. 40-летия Победы в Ровно были вновь разработаны и применены ограждающая решетка и парапетная панель лестничной клетки, 6 типов изделий для ограждений лоджий и балконов, 7 типов фризовых элементов парапета. Этот пример лишний раз подтверждает необходимость децентрализации типового проектирования, привлечения архитектурных сил местных организаций, которые могут практически учитывать архитектурные традиции и обеспечить своеобразие застройки без существенных технологических переделов. Необходимы изменения в организации крупнопанельного домостроения, введение экономического стимулирования за освоение новых архитектурных деталей и способов их отделки. Творческий поиск новых форм сборных деталей бесконечен. Но повторения, активных запоминающихся решений быть не должно. Поэтому так невелик тираж сборных элементов в зарубежной практике.
Разнообразные приемы архитектурно-художественного решения сборных элементов разработали и применяют строители и архитекторы. Среди предложений болгарских специалистов по индивидуализации фасадов — применение треугольных лоджий и балконов, разных ло длине и глубине, с ящиками для цветов и без них, с ограждениями в этаж или выше этажа, замена лоджий эркерообразно выступающими объемными элементами, использование пластических свойств бетона и других. материалов для создании рельефных панелей и парапетов. Интересны чередования гладких и рельефных фасадных панелей и другие приемы. Все больше внимания уделяется пластике панели наружной стены. Технология формования железобетонных изделий в стеклопластиковых формах, применяющаяся в Риге («Ригабетон»), замечательна тем, что сочетает высокие технико-экономические показатели (экономия бетона, повышенная плотность, водонепроницаемость, морозостойкость) с архитектурными (разнообразные очертания и пластика; высокое качество лицевой поверхности, не требующее дополнительной отделки).
Во Франции широко применяется «артбетон» — прием, объединяющий совершенную технологию производства с пластическими свойствами бетонной массы. Сборные изделия из бетона приобретают самостоятельную художественную ценность. Поверхность может быть гладкой или шероховатой, мелко- или крупнозернистой, из мраморной, гранитной или другой крошки, покрытой мелкой керамикой, стекломозаикой, с отпечатками текстуры. Изготовление и поставку таких деталей осуществляют специальные фирмы, которые при сотрудничестве с архитектором-автором проекта определяют их необходимую номенклатуру (но не больше десяти типоразмеров) — по форме, цвету и фактурной обработке. Сегодня у нас вновь появилась надежда возродить значение детали в крупнопанельном доме, сделать ее, как мечтают архитекторы, мягкой, живой, естественной. Это связано с реконструкцией и обновлением исторически сложившейся жилой застройки, показавшей внимательное отношение городского жителя к своему жилищу.
В ряде стран были разработаны специальные, общие для нового строительства и для реконструкции городских центров программы заводского производства широкого набора элементов и деталей. Например, изготавливают панели, в том числе облицованные клинкерными плитками, плитками из белого цемента, детали первых этажей, лестниц и крыш, несколько вариантов глубоких лоджий и эркеров, что позволяет вписываться новым фасадом в старую застройку и вносить индивидуальные черты в новые кварталы. Чешские архитекторы и строители основывают программу нового строительства и заводского изготовления многообразных деталей на периодическом обновлении форм примерно через каждые 3-5 лет. При этом разрабатывается универсальный стык, который позволяет использовать конструкции, детали и материалы при новом строительстве и реконструкции.
Разработан и применяется набор средств реконструкции панельных жилых домов с целью повышения их ценности. Среди них приставные летние помещения — террасы и расширенные кухни, устройство скатных крыш и мансардных этажей, солнцезащиты и карнизов с водостоками, многообразные приемы благоустройства и озеленения территории совместно с новыми решениями входов. Этим же путем идут специалисты, решая проблему реконструкции и модернизации пятиэтажных домов 1960-х г. Делается попытка не только повысить их функциональные качества до уровня современных, но и ввести традиционные приемы и черты в их облик.
- Информация печать раскладок на нашем сайте.