В 1482 году Леонардо приезжает в Милан. Новеллист эпохи Возрожде-Банделло, повествуя от лица Леонардо о герцоге миланском, положившем художнику очень щедрое жалование, сравнивает его с Александром Великим, подарившим живописцу Апеллесу любимую наложницу.
Миланский период Леонардо да Винчи.
Леонардо было обещано 2000 дукатов в год -сумма неизмеримо большая, нежели платили тогда любому другому придворному художнику. Однако не следует забывать, что Леонардо числился прежде всего, выражаясь современной терминологией, «военным инженером широкого профиля». Нет, впрочем, подтверждений, что все суммы по договору были выплачены.
Самым крупным живописным свершением Леонардо в миланский период была, конечно же, его «Тайная вечеря», выполненная для трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие (Святой Марии Милостивой). Сама церковь расположена неподалеку от замка Сфорца (впрочем, более поздние постройки знаменитых галереи Брера и театра Ла Скала также находятся на близком от нее расстоянии). Направляясь от замка, во дворе которого и была установлена глиняная модель памятника Франческо Сфорца, можно и не обратить внимание (если бы не указатели) на скромное маленькое здание трапезной слева от фасада церкви. Внутри она представляет собой прямоугольное помещение со сводами и с побеленными стенами. Миновавшему дубовую дверь в помещение слева, на торцовой стене открывается знаменитая «Тайная вечеря».
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. 1495-1498. Стенная роспись. Церковь Санта-Мария делле Грацие, Милан. Фрагмент
Полностью про грандиозное произведение Леонардо да Винчи на этой странице.
«Мадонна в скалах»
Подражание природе — одна из основополагающих концепций художественного творчества в эпоху Возрождения. При этом подразумевалось не просто сходство, копирование творений природы (впрочем, таких произведений тоже было немало, однако и это означало огромный шаг в изменении художественного сознания по сравнению со средневековым), но умение создать в произведении вторую реальность, природу не только сотворенную (natura naturata), но творящую, развивающуюся (natura naturans). Художник, по мнению Леонардо, становился при этом транслятором природы, творил, подчиняясь ее законам.
МАДОННА В СКАЛАХ. 1483-1486. Холст, масло. Лувр, Париж.
Образ, заказанный 25 апреля 1483 года монашеским братством Непорочного зачатия для центральной части алтаря в церкви Сан-Франческо Гранде в Милане, был первой картиной Леонардо, выполненной им в этом городе. Таинственность программы, вложенной Леонардо в картину, до сих пор не позволяет приблизиться к точному ее толкованию. Братство не приняло этот вариант картины из-за отсутствия видимой демонстрации догмата о Непорочном зачатии, (что было обусловлено в договоре): перст ангела направлен здесь на Иоанна Крестителя, его же бережно обнимает десница Мадонны. Такая сосредоточенность на Иоанне, вполне правомочная в алтаре, посвященном именно этому Святому, в данном случае была сочтена неуместной. Сюжет иконы навеян легендой, гласящей, что Иоанн Креститель, удаляясь в пустыню для покаяния, встретил возвращающихся из Египта Марию с Христом, который и благословил его. Но не сюжетная сторона интересовала художника, его поглотило стремление изобразить само таинство происходящего. А глубина и загадочность картины до сих пор будоражат умы и души зрителя. В наше время данный фрагмент иногда используется в светлых помещениях для создания фресок.
МАДОННА В СКАЛАХ. Фрагмент В работе над картиной принимали участие ученики Леонардо, но именно мастеру принадлежит основное «письмо». Монахи-заказчики начали протестовать, когда картина еще не была закончена. Леонардо, взбешенный тем, что гонорары не были выплачены даже в минимально оговоренной сумме, забрал картину и погрузился в судебную тяжбу с заказчиками. Процесс растянулся более чем на двадцать лет. Существует предположение, что Леонардо завершил работу над первым вариантом картины, уступив настойчивым просьбам своего патрона Лодовико Моро, желавшего преподнести ее новобрачным к свадьбе своей племянницы с императором Максимилианом I. Внучка Максимилиана, вышедшая замуж за французского короля Франциска I, привезла картину в Фонтенбло. Впоследствии она стала украшением Лувра. По другой версии «Мадонна в скалах» попала во Францию, увезенная Людовиком XII во время одного из его военных походов в Италию.
ГОЛОВА АНГЕЛА. 1483. Эскиз к картине «Мадонна в скалах». Бумага, серебряный карандаш. Королевская библиотека, Турин.
На карандашном эскизе головы ангела легко заметить, что Леонардо рисует его как женский портрет. Леонардо писал: «Обрати внимание на улицах под вечер или в пасмурную погоду на лица мужчин и женщин, какая прелесть видна на них». И многие подготовительные рисунки Леонардо к «большим» работам уже содержат в себе это умение показать «прелесть» лиц, погруженных в мягкую живописную светотень. Стоит вспомнить, что американский искусствовед Бернард Бернсон, первым определивший стилистические особенности живописных школ итальянского Возрождения, назвал это произведение Леонардо «самым красивым рисунком в мире».
Лишь во время своего второго пребывания в Милане, спустя много лет, Леонардо удалось преодолеть себя и чуть «исправить» композицию в соответствии с программой. Был убран красноречивый, но непонятый жест ангела, у Иоанна появился крест, а над головами Марии, Христа и Иоанна нимбы. После чего вариант «Мадонны с Младенцем, маленьким Иоанном и ангелом» (получивший название «Мадонна в скалах») был принят братством Непорочного зачатия.
Существует гипотеза о взаимном влиянии Леонардо да Винчи и миланского художника Бернардино Дзенале. Беседы с Дзенале могли поощрить углубленные занятия Леонардо по разработке светотени и воздушной перспективы, результаты которых заметны в этой картине.
МАДОННА В СКАЛАХ. Фрагмент.
МАДОННА В СКАЛАХ. Около 1508. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.
Большая часть картины выполнена учениками Леонардо — братьями Амброджо и Еванджелиста де Предис. Именно они вместе с Леонардо заключили контракт на создание образа для церкви Сан-Франческо. Им поручалось исполнение боковых створок алтаря с изображением восьми ангелов. В результате на сохранившихся створках присутствуют всего два ангела-музыканта. Именно эта картина находилась в предназначенном ей храме. Во второй половине XVIII века она была перенесена в госпиталь Святой Екатерины, а в 1785 году продана шотландскому художнику Гавэну Гамильтону. В Лондонскую национальную галерею «Мадонна в скалах» попала в 1880 году уже из собрания лорда Саффолка.
Лондонская «Мадонна» отличается от луврской более слитной композицией, в которой определеннее выявлено монументальное начало. Однако, при всей сохраненной таинственности, та утонченная неопределенность, что есть в луврской «Мадонне в скалах», здесь не столь чарующе трепетна.
Также к миланскому периоду работ Леонардо да Винчи относятся следующие работы:
Дама с горностаем, портрет музыканта,
Продолжение следует….
- Заказ и Доставка цветов в Данков Цветочная лавка АЖУР.
- Махровый халат с именной вышивкой.