В 1476 году по анонимному доносу Леонардо, вместе с тремя другими флорентийцами, был обвинен в грехе содомии. Расследование началось немедленно. По всей вероятности, лишь бурные хлопоты Пьеро да Винчи смогли победить судебную машину, и после повторного разбирательства Леонардо был оправдан. Более того, он даже удостоился заказа на запрестольный образ в одной из капелл палаццо Веккьо (резиденции правительства), который, впрочем, даже получив аванс, не исполнил.
Ранние незаконченные работы Леонардо да Винчи.
Спустя пять лет заказ был передан другому мастеру. А в том же 1478 году, когда почетный заказ поступил Леонардо, оппозиционная Медичи знать во главе с Франческо Пацци и пизанским архиепископом Франческо Сальвиати попыталась свергнуть власть этих некоронованных королей и восстановить во Флоренции республиканское правление.
6 апреля в соборе Санта-Мария дель Фьоре на братьев Медичи было совершено покушение. Ударом кинжала был заколот Джулиано, раненый Лоренцо спасся в ризнице. Восстание, вошедшее в историю как «Заговор Пацци», было подавлено, с бунтовщиками жестоко расправились.
ПОВЕШЕННЫЙ (БЕРНАРДО ДИ БАНДИНО БАРОНЧЕЛЛО). 1579. Бумага, серебряный карандаш. Музей Бонна.
Барончелло, убийца Джулиано Медичи, бежал и, так как пристанища в Италии ему не нашлось, прибыл в Константинополь. Турецкий султан по просьбе герцога Лоренцо выдал его Медичи. Во Флоренцию пленника доставили в цепях и 20 декабря 1479 года повесили на одном из окон палаццо Веккьо. Изображая казненного, Леонардо словно отстранился от захватывающих переживаний эпохи. На своем наброске он протокольно обозначил: «Шапочка каштанового цвета. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Бернардо ди Бандино Барончелло. Чулки черные». Набросок делался под заказ будущей фрески — в назидание современникам Медичи.
СВЯТОЙ ИЕРОНИМ. Около 1480. Картинная галерея Ватикана, Рим.
Иероним, один из четырех наиболее почитаемых учителей католической церкви, родился в Далмации в IV столетии. Еще в детстве он, оказавшись в Риме, изучает греческий и латынь и становится страстным поклонником античной литературы. Будущий Святой пытался вчитываться в библейские «необработанные» (по сравнению с блестящим слогом Цицерона) тексты. Но после вещего сна он вовсе отказался от чтения языческой литературы, удалился в Святую землю, где сделался отшельником и аскетом. Работу свою Леонардо не довел до конца. В XVIII веке незаконченная картина принадлежала художнице Анжелике Кауфман. Затем доску распилили, из одной части смастерили сиденье сапожнику, другая пошла на крышку сундука старьевщика. Позже картину бережно отреставрировали, признав в ней шедевр Леонардо.
Поклонение волхвов
Художнику эпохи Возрождения надлежало уметь самому приготовить краски, доску, на которой будет написана картина, или стену под фреску. И Леонардо преуспел в этом, однако склонность к экспериментаторству не покидала его и в зрелые годы. В боттегах на каменных плитах растирались глины разных составов, минералы, растения для получения красителей. Иногда готовые краски, которые готовили монахи, покупались в аптеках. В уставе гильдий Святого Луки говорилось: «Каждый живописец… должен работать хорошими красками… дерево должно быть хорошо и правильно просушено и осмотрено мастером». Забота о долговечности картины была одной из первостепенных.
Кроме того, надо помнить, что многие флорентийские боттеги этого времени стали своего рода лабораториями, где проводились самые разнообразные эксперименты. У Верроккьо исследовались возможности перспективы, масляной живописи, здесь занимались музыкой и математикой. В соседней мастерской Антонио Поллайоло (1429-1498), куда часто заглядывал Леонардо, профессионально изучалась анатомия человека. Эти занятия Леонардо не оставлял никогда. Он всю жизнь работал очень медленно, постоянно экспериментируя и часто отвлекаясь на удовлетворение своих научных интересов.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Фрагмент
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Фрагмент.
В юноше справа, отвернувшемся и от всех бурных и высоких событий картины, и от зрителя ее, угадывается автопортрет молодого художника. В боттеге Верроккьо, славной во всей Италии, Леонардо провел почти десять лет. Это было особое, отличное от будущего академического, образование. Он был обучен ювелирному искусству, принципам архитектурного проектирования, ваянию и лепке, рисунку и живописному искусству. У Верроккьо Леонардо представилась уникальная возможность приблизиться к крупнейшим заказам от влиятельнейших людей Италии и прежде всего от семьи Медичи.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. 1481-1482. Галерея Уффици, Флоренция.
«Поклонение волхвов» было заказано монастырем Сан-Донато а Скопето в 1481 году. Заказ выхлопотал Пьеро да Винчи и он же, желая подстегнуть необязательного сына, включил в договор определенную дату окончания работы. Леонардо задумал многосложную многофигурную картину и исполнил ее с такой силой «сцепления» деталей, что ни одна из составляющих композицию фигур или форм не может существовать отдельно, а целостность восприятия картины зрителем (это, кроме компоновки, достигается и светотеневой моделировкой) не имела аналогов в истории европейского искусства. Леонардо завершил подготовительную работу и, вероятно, закончил бы картину и в цвете. Но срок, отведенный художнику, истек, а деньги, выданные в счет не предусмотренного договором аванса, потрачены. Почему-то нетерпеливым современникам было недоступно понимание, что новое искусство, так же как и гипсовая лепнины современности, творится без спешки. Неоконченная доска с «Поклонением волхвов» стала первой картиной Высокого Возрождения.
- Работа уход за цветами в Карабулаке Служба доставки среди цветов.
- Бизнес готовый купить топ 5 площадок для продажи бизнеса.