Масляная живопись не похожа на темперную живопись. Фреска специфична по колориту и даже по рисунку не только в силу того, что фресковая роспись как декоративная форма обусловлена чисто архитектурными требованиями, предъявляемыми к ней, но и в силу техники выполнения, в силу того, что она выполняется по сырой штукатурке красочными пигментами, затертыми на воде. Любые металлические изделия, выполняемые отливкой, отличны от выполняемых штамповкой.
Таким образом, орнамент, будучи узором, используемым в художественной обработке различных объектов, участвующим в решении художественного образа орнаментированных объектов, подчинен этим объектам, их художественному содержанию, характеру и форме. Он может включать в себя тематические изображения. Он подчинен определенному принципу построения и очень часто основывается на ритмической повторяемости одних и тех же элементов или на их зеркальном симметричном повторении. Трактовка орнамента обусловлена материалом и техникой его исполнения и теми условиями, в которых находится орнаментированный объект и которые влияют на восприятие как объекта, так и нанесенного на него орнамента.
Исследуя орнамент в архитектуре или, будем говорить, архитектурный орнамент, можно привлекать для анализа и карнизы, и фризы, и капители, и другие детали архитектуры. Капитель или наличник нельзя считать орнаментом, — они являются частями зданий, но они часто заключают в себе элементы орнамента.
Капитель имеет конструктивное значение и выполняет конструктивную роль в здании. Она служит строительной деталью, принимающей на себя и передающей на колонну нагрузки перекрытия. Ее конструктивной ролью определяется и ее форма. Все, что продиктовано в капители конструктивно статическими требованиями, не может быть отнесено к орнаменту, но все, что является ее декоративной обработкой, уже относится к области орнамента.
Рассмотрим капитель колонны Красных ворот в Москве.
Нагрузка перекрытия принимается этой капителью через абаку на волюты. Абака, эхин, волюты, шейка и астрагал конструктивно и тектонически необходимы. Но, например, гирлянды выполняют не конструктивную, а декоративную роль — они составляют узор капители, ее орнаментацию. Таким образом, не капитель, наличник, карниз являются орнаментом, а тот узор, который использован в их художественной обработке.
Орнамент обычно подразделяют на геометрический, растительный и животный. Очень часто его подразделяют по признакам техники и материала выполнения на резной, чеканный, лепной, живописный, по объемности — на плоский, рельефный, врезанный и т. д. Иногда его разделяют по стилевым или национальным признакам и т. д.
Подразделение орнамента на геометрический, растительный и животный условно, к тому же весьма часто встречаются орнаментальные узоры, соединяющие в себе и геометрические и животно-растительные элементы.
В животном, в растительном, в геометрическом орнаменте объективная действительность отображается с различной степенью конкретности. Если в животном и растительном орнаменте возможно отображение конкретных форм природы, то в геометрическом — возможность конкретного отображения крайне ограничена.
Подразделение орнамента по признаку техники выполнения или по его внешней формальной характеристике (скажем, по объемности) ничего не говорит об его характере, коль скоро различной техникой и в различной внешней формальной трактовке может быть выполнен весьма разнообразный по характеру узор.
Классификация — это та очень важная первая ступень работы, с которой начинается изучение.
Однако системы подразделения орнамента по материалу, или по технике выполнения, или же по типу рисунка (животный, растительный, геометрический) вообще не являются системами классификации. Классификация должна охватывать и систематизировать по наиболее существенным признакам по возможности весь материал. Она должна содержать как основные группы, так и их более мелкие подразделения. Такая классификация орнамента еще не выработана.
Говоря о подразделении орнамента на архитектурный, книжный, ковровый и т. д., мы не хотим тем самым отказаться от его подразделения на геометрический, растительный и животный или на скульптурный и живописный, объемный и плоскостной. В нашей работе мы будем прибегать к этим различным приемам классифицирования.
Продолжение следует….
- Смотрите подробности прогнозы на теннис от профессионалов здесь.