Орнамент участвует в архитектурном сооружении в качестве элемента композиции и средства художественной выразительности. В архитектуре различных стилей, различных эпох орнамент используется различно. Роль его в архитектурной композиции и его формы при этом существенно меняются.
Орнамент и фасады зданий.
Для наружного орнаментального убора, скажем, русской архитектуры XVII в., типично использование разнообразных по мотивам полихромных изразцов. Декоративная обработка фасадов церкви Николы Мокрого в Ярославле (1642 г.) служит хорошим примером такой орнаментации.
Кирпичные стены с элементами узорной кладки декоративно обогащены цветными изразцовыми вставками и широкими фризами. Декоративная выразительность стены достигается здесь в первую очередь средствами полихромии. Низкий рельеф изразцов дополняет колорит игрой бликов, усиливает пластику архитектурных поверхностей. Орнаментация не препятствует четкому восприятию архитектурной формы сооружения, его объемов и поверхностей. Лишенное керамического убора, это сооружение потеряет в своем колорите, однако сохранит основные архитектурные черты.
Иную роль играет орнамент в архитектуре русского барокко середины XVIII в., крупнейшим мастером которого был Растрелли. Прекрасным примером растреллиевского барокко может служить декор Екатерининского дворца в г. Пушкине (рис. 22).
Здесь орнаментальные детали, различные лепные элементы заполняли фасад: картуши украшали фронтоны, ленты гирлянд тянулись по карнизам, орнамент дополнял наличники окон и дверей и т. д. В сооружениях XVII в. майоликовые орнаментальные элементы выступают в качестве деталей, дополняющих и развивающих колорит и пластику архитектурного сооружения: это преимущественно фризы и разнообразные вставки, керамические наличники.
Все элементы орнаментального майоликового убора плоскостные: их низкий рельеф не вносит моментов объемности в трактовку стен и деталей зданий. Наличники окон церквей Николы Мокрого или Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле представляют собой сплошь орнаментированные элементы,
наличники же окон Екатерининского дворца лишь частично орнаментированы .
При этом орнаментальный убор фасада дворца таков, что лишенный этого убора фасад потеряет свою выразительность и будет выглядеть совершенно иным. Элементы лепного и прочего декора фасада дворца сообщают ему объемную пластичность, потеря которой означала бы существенное изменение характера архитектурной формы сооружения.
Если об орнаменте в русской архитектуре XVII в. можно сказать, что он существенно дополняет ее, определяя ее колорит и обогащая ее узором, то об орнаменте в русской архитектуре середины XVIII в. можно сказать, что он непосредственно определяет архитектурную форму, ее пластику и выразительность. Лишенная орнаментации архитектура XVII в. сохранила бы свои основные черты, лишь проигрывая в колорите и декоративности, а лишенная орнаментации архитектура середины XVIII в. потеряла бы характерные для нее особенности форм.
Во многих гражданских сооружениях XVII в. интерьеры почти не орнаментировались, сохраняя гладкие белые стены, содержавшие лишь немногие мелкие орнаментированные детали. Церкви внутри сплошь расписывались, но тематическая и орнаментальная роспись не заслоняла собой их архитектурную форму, их объемную, конструктивную и архитектоническую ясность.
Если забелить такую роспись, интерьер потеряет и в выразительности и в декоративности, но архитектура его в основном не изменится.
Иное можно было видеть в интерьерах екатерининского дворца в г. Пушкине, сильно разрушенного в годы Отечественной войны немецкими захватчиками.
Колоссальный зал с продольными стенами, сплошь изрезанными окнами, с зеркальными вставками в простенках, обрамленными сложным барочным лепным орнаментом, с огромным плафоном, на котором были изображены архитектурные формы в плафонной перспективе и летящие фигуры на фоне неба, казался беспредельным. Стены зала были окрашены голубой краской, а весь рельефный декор был сплошь золоченым. В зеркалах между окнами вечером отражались многочисленные свечи, освещавшие зал, днем — перспективы парка, видимые через окна.
Позолоченные завитки лепного декора порождали множество бликов и отблесков. Внутренний объем зала зрительно расширялся. Поверхности стен и потолка не ощущались за декором. Декор доминировал в интерьере зала. Те же черты присущи декору и других помещений дворца .
Продолжение следует….
- Отличие аттестации и аккредитации лнк www.oaorosek.ru.