Вновь меняется роль орнамента в архитектуре русского классицизма конца XVIII в. — первой трети XIX в. Декор здесь не обилен. Доминирует строгая форма сооружений. Орнамент подчеркивает отдельные архитектурные детали. Декоративные вставки изобразительного и орнаментального характера подчеркивают основные членения сооружений, оси их композиции, архитектонический строй зданий. Роль декора, в частности, орнаментального, здесь подчиненная.
Орнамент в русской архитектуре.
Так, на фасаде здания Адмиралтейства в Ленинграде орнаментация строга и лаконична. Декор нижней части центральной башни исчерпывается барельефом из двух фигур гениев, помещенных над аркой, двумя вставками с мотивом венчиков, помещенными над скульптурными группами, орнаментальными метопами и двумя фризами, один из которых завершает нижнюю часть башни, а другой — обрамляет арку пролета.
Каждый орнаментальный элемент подчеркивает определенную деталь архитектуры, архитектонику фасада в целом, причем сам архитектонически обусловлен как в отношении расположения на фасаде, так и в отношении своей трактовки.
Интересно сопоставить с фасадом центральной башни здания Адмиралтейства фасад наземного вестибюля станции московского метрополитена Калужская.
По бокам арки остекленного проема на фасаде станции Калужская, так же как над аркой проема на фасаде здания Адмиралтейства, размещены барельефные фигуры. Но на фасаде здания Адмиралтейства они композиционно закреплены настолько, что их смещение в ту или иную сторону невозможно без нарушения композиции фасада, на фасаде же станции метро барельефные фигуры бойцов, возвещающих в трубы о победе над врагом, композиционно не закреплены и без ущерба для композиции могут быть перемещены на плоскости фасада. В русской классической архитектуре конфигурация, размеры и размещение каждого элемента де-кора тектонически обусловливались, в частности, рельефы над арками размещались и умещались в пазухах арок. В композиции фасада станции метрополитена Калужская это не соблюдено. Скульптор подошел к поверхности фасада, как к плоскости, на которой элементы декора можно размещать совершенно свободно. Мастер классической архитектуры относился к фасаду всегда, как к тектонически организованной стене.
На фасаде здания Адмиралтейства наиболее тематически и пластически выразительным элементом выступает барельеф из двух фигур гениев. Он подчеркивает ось всего сооружения и его центральный пролет. Завершение нижней части башни с целью выявления ее общих членений подчеркнуто фризом — элементом, менее пластически интенсивным, а арка пролета — другим фризом, выделяющимся еще слабее.
В связи с развитием нового стиля и новой ролью орнамента в архитектуре его рисунок стал иным. Если основой орнамента барокко были сложные растительные завитки, раковины и маски, то в основе орнамента классицизма конца XVIII — начала XIX вв. были геометризованные простые, четко нарисованные розетки, гирлянды, венчики, военные доспехи, обобщенно трактованные, схематизированные маски и т. п.
Те же черты характеризуют орнаментацию московских жилых домов первой половины XIX в. Изящная и нарядная орнаментация фасада, типичного для позднего московского классицизма, дома Хрущевых на улице Кропоткина строга и сдержанна. Здесь, кроме тематического барельефа за колоннадой портика, использованы львиные маски на замковых камнях, орнаментальный фриз, построенный на мотиве грифонов и пальмет, композиция из трех венчиков с лентами во фронтоне и симметрично расположенные по отношению к портику орнаментальные элементы из тройных скульптурных медальонов. Нетрудно видеть, что каждый из этих элементов декора подчинен архитектонике фасада.
Так же характеризуется и орнаментальный декор интерьеров русского классицизма.
Орнаментальный декор в архитектуре барокко расширял зрительно воспринимаемое внутреннее пространство помещений, в некоторой мере заслоняя собой ограничивающие архитектурные поверхности, а в архитектуре классицизма также зачастую иллюзорно увеличивал размеры помещений, но обычно подчеркивая ограничивающую их оболочку. Показательно сопоставление плафона екатерининского дворца в г. Пушкине с плафонами, скажем, Гонзаго.
В первом поверхность потолка разрушается иллюзорным изображением уходящих ввысь архитектурных форм, рисующихся на фоне неба, во вторых на потолке изображаются в плафонной перспективе архитектурные формы как замкнутая оболочка (рис. 31).
Однако было бы неправильно заключить, что орнаментация в архитектуре барокко атектонична, а в архитектуре классицизма ее роль сводится лишь к выявлению тектоники. Дело в том, что сама тектоника в барокко и в классицизме различно понималась.
Останавливаться здесь на выяснении различного понимания тектоники в этих двух стилях мы, разумеется, не будем, чтобы не углубляться в область общих проблем теории архитектуры. В архитектуре классицизма орнаментация действительно тектонична, но ее роль значительно более сложная. Входная арка ограды дома Пашкова в Москве (ныне старое здание библиотеки им. В. И. Ленина) украшена рельефным орнаментом, основанным на мотиве гирлянды.
Гирлянда сделана свободно свисающей ниже свода пролета арки, что подчеркивает декоративную, а не тектоническую роль этой гирлянды. Пример не опровергает однако всего вышесказанного, так как и в данном случае орнаментация не нарушает тектоники сооружения, не противоречит ей. Этот пример лишь иллюстрирует многогранное значение орнамента в архитектуре классицизма. Конечно, орнамент классицизма играет также важную роль в качестве средства раскрытия идейно-художественного содержания (вспомним, например, орнаментику русской архитектуры периода после Отечественной войны 1812 г., посвященную теме победы над врагом).
Приведенные выше немногие примеры различных принципов орнаментации отнюдь не исчерпывают поставленного вопроса, но подтверждают правомерность его постановки.
Продолжение следует….
- Подробная информация насыпной утеплитель для стен тут.
- Касса букв слог купить товаромания.рф.