Орнамент может быть выполнен живописно, техникой сграффито, в лепнине, в резьбе по дереву, камню, гипсу, в керамике, в металле литьем, ковкой, чеканкой. И техника, и материал выполнения отражаются на характере орнамента. Различные материалы обладают различными фактурными и цветовыми качествами.
Орнамент в лепнине.
В архитектуре наиболее распространен скульптурный орнамент, объединяемый термином лепнина. К лепнине относят детали, содержащие элементы узора. Тянутые карнизы без порезок к лепнине уже не относят.
Такие рельефные детали могут отливаться из гипса или прессоваться из массы под давлением. Как бы ни была высока техника прессования, она не может заменить отливку. Пользуясь разборными кусковыми формами, отливать можно любые рельефы, при помощи же прессования можно получать рельефы, только свободно снимающиеся с отъемной прессформы. Это- существенное ограничение. Из гипса можно отливать очень тонко прорисованные и моделированные рельефы, однако гипсовые отливки требуют последующей зачистки. В строительстве никогда не встречается такой тонко прорисованной лепнины, как на гипсовых моделях-образцах, но в ее хороших образцах рельеф бывает достаточно четкий, детальный и пластичный.
Для лепнины характерна некоторая смягченность граней рельефа, хотя ее техника и позволяет придавать им любую остроту. Потеря присущей лепнине пластичности, сохраняющей характер вылепленной в глине модели, обесценивает ее: она теряет при этом свои специфические, только ей присущие декоративные достоинства.
Техника резьбы по камню весьма разнообразна и позволяет придавать самый различный характер резному каменному рельефу — от кружевного рисунка арки победы из роз монумента Мать Армения в г. Ереване здесь до обобщенных рубленых форм деталей того же монумента.
Возможно получать и такие рельефы, в которых непосредственно ощущается техника резьбы резцом. Тот или иной результат зависит как от технических приемов, так и от взятого материала. Твердые породы поддаются рубке, скалыванию, мягкие — резьбе. Рельефу в камне присуща четкость формы, определенность граней, твердость рисунка, совершенно иная пластичность, чем рельефу в лепнине.
Техника резьбы по ганчу материалу очень мягкому и в то же время хрупкому, дает низкие рельефы тончайшего ювелирного рисунка с тонкой пластической проработкой. Эта техника предоставляет большие возможности художнику-резчику, чему способствует мягкость гипса. В зависимости от мастерства, манеры и стиля исполнителя резьба по ганчу бывает и более объемной,
и более плоскостной, силуэтной,
и более живописной, и более графической.
Она отличается от литых гипсовых рельефов большей четкостью контуров и граней форм, более мелким рисунком и более низким рельефом. Последнее обусловлено, с одной стороны, хрупкостью гипса, затрудняющей вырезывание сильно выступающих форм, с другой стороны, тем, что при достижимой в этой технике четкости и пластичности рисунка не возникает потребности в более высоком рельефе. Она отличается от резьбы по камню большей мягкостью форм и значительно большей пластичностью моделировки.
Особый вид резьбы по ганчу представляет собой техника так называемой плоскостной резьбы (предыдущие два фото), классические образцы которой мы находим в развалинах Варахши. Эта техника несколько приближает резной гипс к резному камню, сохраняя, однако, присущие резному гипсу пластичность и мягкость четких контуров. В резном ганче часто применяется подкраска фона и даже рельефа.
Керамика применяется в архитектурном декоре в виде терракоты,
облицовочной плитки,
майолики и фаянсовых изделий.
Терракота может быть одно- и двух-трехцветной, поверхность ее матовая или слегка глянцевая. Майолика — многоцветная, блестящая, ее поверхность образует стекловидный слой глазури или эмали. Фаянс бывает й одноцветный и многоцветный, причем полихромность достигается в фаянсе подглазурной или надглазурной росписью, не дающей насыщенности и глубины цветов майолики. Поверхность его тоже блестящая, но зеркальность блеска меньше, чем у майолики. Зато прорисовка рельефа в фаянсе возможна тоньше, чем в терракоте и майолике.
Облицовка терракотой дает ощущение каменной кладки. Облицовка плиткой типа метлахской всегда воспринимается как облицовочный покров. Майоликовые элементы по форме, рисунку и цвету грубее фаянсовых, но в связи с большей интенсивностью расцветок майолики (фаянс, как правило, в основном оставляется белым и краски его менее насыщены) она более декоративна. Характер рельефа в керамике, всегда подвергаемой обжигу, при котором формы несколько оплавляются, отличается своеобразной обтекаемостью. Правда, в древней среднеазиатской архитектуре была распространена резная терракота (неглазурованная и глазурованная), рельеф которой приближается к рельефу резного камня, но этой техникой теперь не пользуются.
Продолжение следует…..
- Как лучше инвестировать в рублях или долларах Инвест Эдвайзер.
- Сварочные работы частные услуги услуги сварочно монтажные работы gruppservis.ru.