Основное определение живописи Леонардо касается портрета. Он считал, что хороший художник должен передать на полотне две вещи: человека и состояние его души. Леонардо, как никому другому, удалось следовать в своем искусстве этому принципу. На его портретах изображен не просто человек, а уникальная личность со своим неповторимым психическим складом.
Первый портрет Леонардо да Винчи.
Искусство Леонардо-портретиста совершенствовалось не только по мере того, как им усваивались секреты мастерства, но и в ходе глубоких раздумий, научных наблюдений и исследований человеческой личности. Его занимает характерное, проявленное не только в прекрасных женских лицах, но и в уродстве. Встречая на улицах безобразных людей или калек, он не отворачивался от них. Нет, Леонардо смаковал «аномалии», он изучал человека во всех, в том числе и в странных, проявлениях. Леонардо часто приглашал таких «персонажей» к себе домой, кормил и всячески развлекал их. Так он исследовал секреты человеческой мимики, ее «экстремальные» формы и амплитуду возможных гримас. Однако «высокий полет дарования» (Вазари) все же склоняет особую симпатию Леонардо к лицам, отмеченным гармонией форм.
ПОРТРЕТ ДЖИНЕВРЫ ДЕИ БЕНЧИ. Около 1475-1478. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Леонардо пишет лицо молодой женщины почти в фас, избегая таким образом акцентов на графичность контуров. Его интересует нежная плотность кожи лица, игра светотени на его поверхности. Лицо Джиневры, показанное на темном фоне можжевелового куста (его название по-итальянски gmepro, по-провансальски ginevro — перекликается с именем модели), зрительно светлеет.
В этом первом известном нам портрете работы Леонардо, предполагаемом изображении дочери Америго деи Бенчи, еще нет той загадочной улыбки, которая вскоре станет своеобразной «визитной карточкой» мастера. Однако уже обнаруживается свободное владение как различными техниками (портрет исполнен и маслом, и темперой), так и способами их применения. Так, некоторые мазки выполнены пальцами. Банкир Америго деи Бенчи был сыном главного управляющего банком Медичи, составившего себе колоссальное состояние. Став в 1474 году супругой Луиджи Никколини, представителя почтенной флорентийской семьи сторонников Медичи, Джиневра не была счастлива в замужестве. Сердце молодой красавицы пленил венецианский посол Бернардо Бембо, однако глубокая религиозность Джиневры не позволила ей выйти за рамки платонических отношений. В кругу Лоренцо Медичи, который посвящал ей свои стихи, Джиневра пользовалась успехом. Леонардо дружил со старшим ее братом; возможно, по его просьбе и был написан портрет.
ЭМБЛЕМА НА ОБОРОТЕ ПОРТРЕТА ДЖИНЕВРЫ ДЕИ БЕНЧИ. Около 1475. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эмблема Джиневры деи Бенчи на обороте портрета (с надписью «Красота как украшение добродетели») оказалась обрезанной, что дает право предположить, что и сам портрет сохранился лишь в верхней части, утратив нижнюю, где, возможно, были изображены руки, однако, это не было подтверждено ни одним из исследователей. И если это так, то тогда разительное сходство с верроккьевской скульптурой обретает — помимо прически, вуали, общего склада лица — еще одно веское подтверждение.
Благовещение одно из первых полотен Леонардо да Винчи.
Леонардо было шестнадцать лет, когда он переехал жить в дом к отцу, поселившемуся во Флоренции. В 1469 году Пьеро да Винчи получил высшую в своей сфере должность нотариуса республики; его практика, кроме того, распространялась на крупнейшие монастыри и богатейшие семейства Тосканы. Таким образом, юноша одновременно общался и с простецким кругом художников в своего мастера (как и соседних), и с представителями высшего общества, часто окружавшими себя утонченной роскошью.
В 1469 году власть в городе перешла в руки Лоренцо Медичи, который был всего лишь на три года старше Леонардо. Он был щедрым меценатом, за что современники наградили его прозвищем «Великолепный», закрепившемся в памяти потомков.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Около 1472. Галерея Уффици, Флоренция
Преклонив колено, жестом правой руки архангел Гавриил оповещает Марию о предстоящей ей миссии Богоматери. Дева прервала чтение. Она принимает известие с благочестивым выражением лица, отвечая на него жестом левой руки. Бросается в глаза перспективная ошибка: ее правая рука непропорционально длинна, ведь только так художник смог зафиксировать ее выразительно занесенной над аналоем. Фигура Марии дана в трехчетвертном повороте и помещена в угол здания. Здесь сходятся все пространственные координаты: высота, ширина и глубина, создавая впечатление реального пространства, а также усиливая значимость фигуры. Голова Марии отчетливо выступает на фоне темной стены, а вся фигура кажется заключенной в раму. Старательная ясность абрисов, как и вкус к детализации (в основании аналоя, в цветущей лужайке и т. д.), «прозрачный» изысканный пейзаж на заднем плане, «любовь к геометрии», особый оттенок мечтательности обнаруживают руку художника-кватрочентиста, как, впрочем, сам «почерк» указывает еще и на особо нежный, поэтический строй души автора композиции. Подробна прорисована лепнина, которая дополняет сюжетную линию картины.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Фрагмент.
РУКА АНГЕЛА. Этюд к картине
Вполне справедливо замечание исследователей творчества Леонардо о том, что не вся предела с «Благовещением» могла быть выполнена им самим (уж слишком старательно, например, выписана рустовка здания). Однако то, что фигуры двух персонажей написаны Леонардо, подтверждают его предварительные зарисовки некоторых деталей, как, например, этот рукав весьма сложного покроя с круговыми драпировками у согнутого локтя. Кроме того, в рукописях Леонардо обнаружены и зарисовки кораблей, которые видны на заднем плане композиции. В 1867 году «Благовещение» было приобретено Уффици как произведение Доменико Гирландайо.
ЛОРЕНЦО ДИ КРЕДИ (при участии ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ?). «БЛАГОВЕЩЕНИЕ». Около 1478. Лувр, Париж После смерти Верроккьо мастерскую возглавил его ученик Лоренцо ди Креди (1459-1537), сын ювелира.
Идеальное совершенство, которым Лоренцо наделил фигуры своей композиции, позволяют предположить участие в ее создании Леонардо.
Ангел в исполнении Леонардо да Винчи.
На самом деле Верроккьо не прекратил принимать живописные заказы, однако занятия скульптурой поглощали почти полностью его рабочее время.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО. ГОЛОВА АНГЕЛА. Этюд к картине «Крещение Христа». 1470-1475. Бумага, сепия. Королевская библиотека, Турин
Среди молодых художников, которые постигали основы новой, ренессансной системы живописи на фресках рано умершего Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине был и Леонардо. «Школа» Мазаччо, возможно, была для Леонардо не менее важной, чем учеба у Верроккьо. Идеальным образцом для подражания был и Джотто, художник с мощными выразительными средствами и революционными идеями. Столь важны в процессе «воспитания души» молодого художника и античные мраморы в садах монастыря Сан-Марко, которые он не уставал зарисовывать.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО. КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА. 1470-1475. Галерея Уффици, Флоренция.
В работе участвовали и другие мастера. Кроме фигуры левого ангела Леонардо написал и пейзаж на заднем плане (пальма принадлежит кисти другого ученика). Интерес Леонардо к пейзажным изображениям на самом раннем этапе его творчества подтверждается и следующим сообщением Джорджо Вазари.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО. КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА. Фрагмент
Иоанн Креститель исполняет обряд крещения, изливая воду на голову Иисуса. Распростертые руки Бога Отца, золотые лучи и голубь (Святой Дух) с раскинутыми крыльями, нимб, заключающий в себе крест, отмечают Иисуса как Бога Сына и как одно из лиц Троицы.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО. КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА. Фрагмент
Леонардо пишет своего (левого по отношению к зрителю) ангела коленопреклоненным, почти со спины, с лицом, обернутым к главным персонажам священнодействия, со взглядом, поднятым к верхней части композиции (где и происходит таинство воссоединения Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа). Драматургия происходящего оправдывает такую постановку фигуры и позволяет воспринимать ее совершенно естественно. Отныне такое «винтообразное» движение фигуры станет признаком «почерка» Леонардо. Роскошные, реалистически выписанные локоны ангела слишком резко контрастируют с условными плашками золотых нимбов. Может быть, поэтому в дальнейшем Леонардо всегда стремится избегать их изображения, и лишь настойчивость церковных заказчиков заставляет его следовать канону.
«… Я начал две девы Марии». Первые мадонны исполнения Леонардо да Винчи.
В начале XIX века небольшую доску с изображением счастливой Мадонны, забавляющей цветком левкоя Младенца, обнаружил в бараке для артистов передвижного итальянского цирка астраханский купец Сапожников.
В 1824 году красочный слой картины (а она была написана масляными красками!) вместе с грунтом был переведен с уже истлевавшей доски на холст. В 1908 году на выставке западноевропейской живописи из частных музеев, организованной столичным журналом «Старые годы», оказалась и «Мадонна с цветком» из собрания профессора Императорской академии художеств Леонтия Бенуа, супругой которого была внучка Сапожникова.
Академик Эмиль Липгарт, искусствовед и хранитель Эрмитажа, в обзорной статье о выставке аргументировано доказал, что «Мадонна» является юношеским произведением Леонардо да Винчи.
МАДОННА БЕНУА (МАДОННА С ЦВЕТКОМ). 1478. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Популярный мотив для фресок на стену на травертине.
Леонардо одним из первых художников Италии стал пользоваться масляными красками. Реставрационные работы не позволяют нам сегодня утверждать доподлинно о свойствах изначального колорита «Мадонны с цветком». Однако ее композиционная постановка, сложнейшие перехлесты линий, мягкость светотеневой моделировки — свидетельство высокой еще молодого художника. В этой ранней работе Леонардо впервые показывает Богоматерь жизнерадостной земной женщиной. Юная мать беспечно играет с Младенцем, о будущей судьбе которого напоминает лишь форма четырехлепесткового цветка — символа крестного распятия. Однако символика здесь вовсе не довлеет, на первый план выступает жанровость мотива, изображение мига материнства.
МАДОННА БЕНУА (МАДОННА С ЦВЕТКОМ). Фрагмент
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И ТАРЕЛКОЙ ФРУКТОВ. Набросок к картине «Мадонна Бенуа». 1478. Бумага, перо, чернила по металлическому карандашу. Лувр, Париж.
Рисунки Леонардо конца 1470-х годов — убедительный аргумент в пользу его авторства и подлинности «Мадонны Бенуа». В 1912 году, понимая огромное культурное значение обладаемой ею картины, Мария Бенуа решает продать «Мадонну» музею. Желание приобрести ее прозвучало из самых различных стран. Один из лондонских антикваров предложил полмиллиона франков, картиной интересовались Дрезденская галерея и прусские музеи. Европа остро ощущала финансовую конкурентоспособность США. Однако Бенуа предложила ее Эрмитажу. 21 декабря 1913 года было получено разрешение двора приобрести картину за 150 ООО рублей, и в 1914 году она заняла достойное место среди сокровищ Эрмитажа.
МАДОННА С КОШКОЙ. 1478-1480. Эскиз. Бумага, серебряный карандаш. Британский музей, Лондон.
Предполагают, что второй картиной, которую в своем дневнике упомянул «в одной связке» Леонардо («…Я начал две Девы Марии») и которая была начата в том же 1478 году, была так называемая «Мадонна с кошкой», дошедшая до нас в копиях. Сохранилось так же множество зарисовок Леонардо играющего с кошкой ребенка. Причем выполнены они «мультипликационным» методом: движения фиксируются с самых различных точек, позволяя зрителю сохранить иллюзию обхода и даже взгляда сверху или снизу.
МАДОННА С КОШКОЙ. 1478-1480. Эскиз. Бумага, серебряный карандаш. Британский музей, Лондон.
Рисунки, на которых изображена Мадонна с кошкой (из Британского музея, галереи Уффици, собрания Бонна и Виндзора), послужили эскизами к недошедшей до нас картине, почти не отличаются от рисунка «Мадонна с цветком» по своим пластическим и психологическим мотивам. Скорее всего, автором этих работ можно считать Леонардо да Винчи.
Продолжение следует….
- https://bellasystech.ru рф лифтинг лица аппараты купить: лучшие аппараты для лифтинга.