«Портрет Антуана Лорана Лавуазье с женой» — одна из наиболее монументальных портретных работ Давида. Знаменитый химик изображен в своем кабинете. Около него его жена — верный друг и неутомимый энергичный помощник во всех его работах. Давид передает прелесть ее нежной красоты, изысканность туалета и прически, но более существенно, что он сумел донести до зрителя единство духовного мира супругов. Благодаря этому, в парадный по замыслу портрет вносятся нотки человеческой теплоты и интимности, которые не умаляются строгой продуманностью построения картины с ее пирамидальной композицией и уравновешенностью всех элементов. Если в левой части полотна доминирует светлая женская фигура, контрастирующая с темным фоном стены, то в правой, где преобладают темные тона одежды Лавуазье и скатерти стола, дается ярко освещенная стена и ряд мастерски написанных, светлых по окраске, химических приборов. Присутствие последних в картине чрезвычайно важно и как атрибутов научных опытов великого ученого и в качестве предметов, помогающих уравновесить композицию. Так претворяет художник в портретном искусстве свой рационалистический метод и приходит к созданию нового типа портрета времени классицизма.
Подобно всякому большому мастеру, Давид был разнообразен в своих творческих поисках. Он считал, например, что в соответствии с новой художественной системой нужно переосмыслить и отношение к мифологии, и, в частности, к любовным сюжетам, которые являлись лейтмотивом всей французской живописи XVIII в. Одновременно с «Портретом Лавуазье» он пишет в 1788 г. картину «Любовь Париса и Елены», заказанную ему графом д’Артуа, будущим Карлом X. Давид по характеру дарования был далек от самого существа лирической темы, но тем не менее он сумел дать ей новое и интересное решение, устранив элементы игривости и фривольности.
Парис и Елена.
С точностью археолога стремится Давид воссоздать в этой картине интерьер античного дома, наполнить его рядом предметов, не вызывающих сомнений в своей исторической достоверности. В центре четко очерченного пространства, на фоне ложа и свешивающихся драпировок, он поместил сидящего с лирой в руках Париса и опирающуюся на его плечо Елену. Парие первая обнаженная фигура в картинах Давида — свидетельствует о превосходном знании художником анатомии и его уменье корректировать натуру в соответствии с формами античных скульптур.
Но несомненно большой удачей мастера явился образ Елены. Ее лицо и линии фигуры заключают в себе притягательное очарование женственности и глубокой лирической задумчивости. Давид заставил зазвучать любовную тему серьезно, строго и значительно; в трактовке ее появился непривычный для искусства XVIII в. оттенок целомудрия. Более того, кукольной обнаженности женских фигур в картинах рококо он противопоставил величавую и гордую красоту человеческих форм, ощутимых под мягкими складками одежды. Наиболее уязвимой стороной произведения, особенно в глазах последующих поколений, явилась его яркая полихромность, отсутствие благородной сдержанности в колорите, которая, казалось, была продиктована решением самой темы.
Продолжение следует…