Гипсовая лепнина.
  • Главная
  • Продукция
    • Гипсовая лепнина
    • Фрески на стену.
    • 3D гипсовые панели
    • Гипсовые порталы для каминов
    • Арт мебель.
    • Гибкий травертин.
    • Оселковый мрамор
    • Фонтаны и садовые скульптуры, статуэтки.
    • Гипсовый декоративный камень.
    • Роспись стен и мебели.
  • Портфолио
  • Дизайнерам
  • Статьи
  • Контакты

Портретные работы Жака Давида.

Одновременно с работой над композицией «Клятва в зале для игры в мяч» Давид выполняет целый ряд портретных заказов. Таков, например, «Портрет маркизы Д’Орвилье» (1790 г.), где выступает новая концепция в решении парадного портрета: здесь все строится на живом и непосредственном восприятии модели, на стремлении показать не столько сословную принадлежность, сколько все индивидуально характерное. Непринужденность позы, какое-то ощущение простоты и интимности во всей трактовке изображения делают его чрезвычайно далеким от того типа парадного портрета, который существовал во Франции до революции. Однако Давид, тонко чувствуя своеобразие модели, подчеркнул здесь и ту небрежную элегантность движений и туалета, которая присуща аристократке.

Портреты Жака Луи Давида.

Портрет маркизы Д'Орвилье

Портрет маркизы Д’Орвилье

Любопытно, что в «Портрете госпожи Пекуль» — тещи художника, жены смотрителя королевских зданий, написанном в 1784 г., Давид множеством еле уловимых деталей сумел передать некоторую вульгарность внешности изображенной и ее перегруженного рюшечками, кружевами и лентами платья. Это не знатная дама, а разбогатевшая и довольная собой представительница буржуазной части третьего сословия.

Идейной основой всех портретных работ Давида является то новое отношение к человеку, которое принесла с собой буржуазная революция с ее борьбой против всех феодальных представлений. Для французской общественной мысли конца XVIII в. было характерно не только акцентирование внимания на общественных чувствах человека, но и рост интереса к самой человеческой индивидуальности, к ее особенностям и возможностям. Это в сущности и выражал Давид в своих многочисленных и замечательных по мастерству характеристик и живописному воплощению портретах. Следует только отметить, что Давид никогда не считал жанр портрета высоким искусством, равным исторической живописи, и соответственно никогда не придавал ему большого значения. Однако именно в этой части художественного наследия его произведения в полной мере сохранили для потомства неувядаемую и непосредственную силу своего воздействия.

Портрет  Франсуа Девьена

Возьмем для примера еще две его портретные работы начала 90-х годов: «Портрет депутата Национального собрания Мишеля Жерара с детьми» и «Портрет Франсуа Девьена». Несмотря на большую монументальную и тщательную разработку композиции первого, интимность и почти этюдное по замыслу исполнение второго, в них обоих обнаруживается одинаково глубокий подход художника к раскрытию человеческой индивидуальности.

Портрет Франсуа Девьена

В «Портрете Франсуа Девьена» — французского композитора и талантливого импровизатора-флейтиста- Давид сосредоточил свое внимание на внутренней одухотворенности образа. В нем он сумел выразить вдохновение музыканта, глубокое и ясное. Тут нет тех сложных и смутных чувств, которые столь замечательно запечатлел позднее Эжен Делакруа в своем известном портрете Шопена, легком, почти эскизном по манере. В давидовском «Портрете Франсуа Девьена» совсем обратное: живописная форма чеканна благодаря завершенности светотеневых моделировок и четкому рисунку. В работе над портретами Давид всегда был очень чуток к цвету и проявлял себя в них как прекрасный колорист. Так и в «Портрете Девьена» колорит играет большую роль в создании его внутренне  цельного  и  гармоничного  образа:   сверкающая  чистота белых тонов жабо и спокойный светло-желтый цвет широких лацканов мундира, удивительно мягкий и нежный по оттенку. Этот портрет датируется обычно 1792 г., то есть временем нарастания революционной деятельности Давида.

Портрет депутата Национального собрания Мишеля Жерара с детьми

Портрет депутата Национального собрания Мишеля Жерара с детьми

Портрет депутата Национального собрания Мишеля Жерара с детьми

В портрете «папаши Жерара» — популярного в начале революции защитника прав третьего сословия — Давид дает не только превосходные индивидуальные характеристики, но и новый образ семьи, спаянной крепкими узами, общими делами и интересами, в которой каждый может проявить и развить свои способности. Об этом говорит доброе и сильное лицо главы семейства, по-разному вдумчивые и одухотворенные лица старших сыновей, старательность маленькой музыкантши и пытливость самого младшего члена семьи, который, несмотря на свой юный возраст, изображен с книжкой в руке. Мишель Жерар был богатым бретонским земледельцем, и Давид в сущности заявлял всем характером своей картины, что настало время, когда и людям простого происхождения свойственны высокие культурные запросы (свидетельством тому является сам факт заказа такого портрета), и более того, они могут даже служить образцами нравственности. Есть ли основание упрекнуть художника в идеализированном представлении о буржуазной семье, рожденном отчасти желанием противопоставить ее праздности и порочности семьи аристократической? Думается, что нет. Тут нужно учесть два обстоятельства. Во-первых, в тот исторический период на чувства и поведение людей падал яркий отсвет высоких моральных и этических норм, выдвинутых в период развертывания революции, а во-вторых, Давид в действительности увидел во взаимоотношениях Жерара с детьми глубокие семейные привязанности и сумел отразить это в своем произведении. Кстати сказать, сам Давид не был особенно счастлив в браке и не мог похвастать дружбой и миром в семье (в 1782 г. он женился на Шарлотте-Маргарите Пекуль, имел от нее четверых детей, но отношения между ними были такими, что не раз вставал вопрос о разводе). Быть может поэтому, работая над этим портретом, Давид остро ощутил не достигнутый им самим идеал семейного счастья.

Живописные достоинства «Портрета Мишеля Жерара с детьми» очень высоки. Колорит картины богат и имеет глубоко продуманный красочный эффект. Белый утренний костюм главы семейства оживлен только удивительно нежными розовыми тонами полосатого шейного платка. В одежде стоящего около него мальчика соединяется гамма национальных цветов: два оттенка синего в штанишках и курточке, красный в жилете и белый в воротнике рубашки. Это же сочетание повторяется красной драпировкой, лежащей на клавесине, голубым платьем девочки и белым цветом одежды самого Мишеля Жерара. Трудно предположить, чтобы дважды подчеркнутая трехцветная гармония явилась случайной в портрете семьи французского патриота, исполненном в период революции. Столь же продуманно распределяет Давид в своей картине акценты светлых пятен. Когда же их ему не хватает для уравновешенности композиции, он пишет в правой верхней части полотна превосходный натюрморт: серый камин с зеркалом, в котором отражается расписанная цветами фарфоровая чашка и заткнутая за раму зеркала записка на белой бумаге.

В целом этот портрет с его утверждением непредвзятости и простоты в трактовке образов (особенно заметной в характере позы и общей мужиковатой неотесанности центральной фигуры) был прямой антитезой традициям портретного искусства XVIII в.

Продолжение следует…

← Движение художников за реформу Академии
Каталог фресок →

Каталоги

Каталог гипсовой лепнины
  • Карнизы тянутые.
  • Карнизы лепные.
  • Карнизы скрытого освещения.
  • Молдинги.
  • Пилястры.
  • Колонны.
  • Полуколонны.
  • Накладной лепной декор.
  • Розетки потолочные.
  • Лампы и светильники.
  • Кронштейны.
  • Вазы, пъедесталы и тумбы.
  • Фризы.
  • Пальметы и мелочь.
  • Гипсовые декоративные панно.

  • Каталог травертина с лепниной
  • Эскизы для шкафов.

  • Каталог фресок на стену
  • Изображения для фресок.

  • Стоимость продукции
  • Прайс на нашу продукцию.
  • Эскиз лепного камина "Парижанка" камины в минске
    Эскиз лепного камина "Ностальгия" камины  из лепнины в минске
    Эскиз лепного камина "Британия" лепной камин
    Copyright © 2013-2023 ArtSabbia.by. All Rights Reserved. Студия декора и дизайна ArtSabbia.