Между городами и населенными пунктами различной величины возникают тесные культурно-бытовые взаимосвязи, причем ведущая роль принадлежит крупному центру — ядру групповой системы расселения.
Характер функционирования общественных зданий определяет их взаимосвязи с различными структурными элементами города. Так, учебно-воспитательные здания находятся в тесной связи с жилой застройкой, на размещение и формирование торгово-бытовых и зрелищных зданий влияют системы городского транспорта. Изменение ступенчатой системы связано с ростом мобильности населения, требованиями широкого выбора форм проведения досуга, возрастной дифференциации спроса и его концентрацией в городских центрах и комплексах общественных зданий, транспортных узлах.
Проектирование торговых помещений.
В соответствии с функциональной системой обслуживания, сеть объектов общественного обслуживания формируется как единая система, в которой отдельные объекты функционируют как ее взаимосвязанные элементы. Она строится на взаимосвязи учреждений и предприятий местного и городского значения. Вместе с тем, прямое использование функциональной системы приводит к негативным последствиям в результате недостаточного учета специфики разнообразных местных градостроительных условий, особенно в городах со сложившейся планировочной структурой.
На практике подтверждается необходимость развития, наряду с крупными комплексами обслуживания, и предприятий первичного обслуживания, максимально приближенных к жилью с необходимым набором услуг. Такое изменение концепций системы обслуживания населения и ее динамичное развитие обусловливает необходимость перераспределения содержания, состава и площадей общественных зданий, что требует со временем преобразования их объемно-планировочной структуры.
Дальнейшее развитие сети и типов общественных зданий связано с совершенствованием системы обслуживания населения. Исследования динамики свободного времени, изменения уровня образования и культуры, развитие групповых систем расселении и связанных с ними транспортных систем позволяют прогнозировать реальные потребности в учебно-воспитательных, зрелищных, спортивных и торгово-бытовых зданиях и сооружениях. В последние годы наблюдается увеличение численности городского населения, как в городах-центрах агломераций, так и во внешней зоне.
Ежегодный прирост населения крупных и крупнейших городов составляет от 5 до 20 тыс. чел. Увеличивается также население многих малых и средних городов, что способствует переходу их из одной категории в другую. Одновременно с этим происходят и качественные изменения в системе обслуживания населения, связанные с возрастанием нагрузок на центры обслуживания и предприятия. В малых и средних городах усиливаются районообразующие функции, которые проявляются в размещении в них как локальных объектов, так и объектов общественного обслуживания межселенного значения: Домов культуры, библиотек, больниц, магазинов и универмагов, техникумов и профтехучилищ, выставочных залов, краеведческих музеев, художественных галерей и т. д.
Развитие урбанизации и вызванная им повышенная подвижность населения, увеличение количества потребителей и разнообразие их интересов способствуют образованию, расширению и укреплению социально-экономических, трудовых, культурно-бытовых связей в пределах всей группы взаимосвязанных населенных мест во главе с городом — центром системы расселения. С усилением его значения и развитием региональной системы транспорта увеличивается приток иногороднего населения и соответственно нагрузка на общественные здания городского значения.
С повышением роли города как центра трудовой, культурной и общественно-политической жизни, появлением в существующей застройке новых предприятий и учреждений возрастает притягательность центров и соответственно объектов обслуживания. При этом возникает необходимость переспециализации, реконструкции и расширения пропускной способности многих из них. Изменения в принятой планировочной структуре предприятий нередко диктуются и действием таких факторов, как местные условия, которые часто обусловливают необходимость преобразования и увеличения функционального состава объектов обслуживания.
Наряду с рассмотренными градостроительными факторами, требование экономии городских территорий вызывает необходимость повышения плотности застройки, укрупнения зданий общественного обслуживания, использования подземного пространства, повышения этажности и максимального использования кубатуры зданий и т. д. В связи с этим особенно актуальным становится более интенсивное использование первых этажей жилых домов, что является одним из перспективных направлений развития сети обслуживания и способствует решению не только градостроительных задач.