Живопись в архитектуре применяется как одноцветная или почти одноцветная (гризайль), так и многоцветная. Живописная техника позволяет воспроизводить любую степень рельефности рисунка от иллюзорной объемности до плоскостного изображения. Однако, какова бы ни была иллюзорная объемность изображения, живопись не заменяет и никак не может заменить скульптурный рельеф и неверно фальсифицировать живописью барельефы.
У росписи, даже одноцветной -гризайльной, есть свои декоративные качества, прежде всего колористические, за которые мы ее ценим.
В росписи большое значение имеет ее техника, различные виды которой обладают различными оптическими и декоративными особенностями. Так, например, масляная живопись образует на поверхности блестящую поверхностную пленку (фильм), поверхность же фрески матовая; фресковая роспись более сращивается со штукатурным слоем стены, колорит фрески светлый, несколько блеклый. Манера росписи, диктуемая почерком художника и художественным замыслом, заметно отражается на ее характере. Некоторым орнаментальным росписям в гостинице Советская (сост 1952 год)присуща суховатость, но наряду с тем легкость, изящество, а некоторым росписям в здании Правительства Украины — сочность, массивность, даже тяжеловесность. Цветочно-растительная гирлянда в росписи плафона фойе партера Центрального театра Вооруженных Сил гораздо более стилизованная и условная, чем цветочная гирлянда в росписи потолка над лестницей в здании гостиницы Советская в Москве (по сост 1952 год).
Техника сграффито состоит из нанесения друг на друга нескольких различных по цвету слоев штукатурки (чаще двух-трех) с последующим процарапыванием и частичным снятием верхних слоев до нижележащих, вследствие чего получается многоцветный рисунок. Этой техникой обычно пользуются в наружном декоре зданий.
Металл, применяемый в архитектуре, бывает литой, кованый, так называемой слесарной работы (сварка гнутой полосовой стали) и чеканный. В современной архитектуре чаще всего встречается металл литой, кованый и слесарной работы с коваными деталями. Расплавленный металл, льется в формы, что дает оплавленность контуров, хорошо заметную в литых металлических изделиях даже на элементах прямоугольного сечения с острыми гранями.
Литой металл допускает тонкую моделировку рельефа, металлические литые изделия пластичны и массивны. В кованом металле формы менее пластичные, контуры их более четкие, грани более плоские, а ребра более острые, чем в литом. В кованых деталях всегда ощущаются особенности этой техники. Изделия слесарной работы из полосовой стали отличаются силуэтностью и графичностью рисунка. Чеканка позволяет очень тонко деталировать рельеф и разнообразить фактуру поверхности металла.
Материал и техника выполнения орнамента сильно влияют на его формы, однако не они являются факторами, определяющими художественные особенности орнамента. Родственный орнаментальный мотив растительного завитка мы встречаем в плафоне вестибюля гостиницы Советская, в росписи холла третьего этажа того же сооружения, в росписи кулуаров здания Правительства Украины и в решетке Малого каменного моста в Москве. Но в одном случае он выполнен в лепнине, в другом в росписи гризайлью, в третьем — вновь в росписи гризайлью, но с иллюзорной объемностью, в четвертом — в чугунном литье.
В каждом из этих случаев сказываются особенности техники выполнения. Однако не это является существенным в различии между взятыми орнаментами. Существенно то, что один из них несколько затейливый, несколько измельченный, другой — спокойный, ясный, но несколько суховатый, третий-мощный, пышного и объемного рисунка, плотно заполняющий плоскость, несколько тяжеловатый, четвертый — вновь объемный, мощный, сочный, но стройный, ясный, не перегруженный. Причина различия этих орнаментов коренится в том, что два из них применены в интерьерах гостиницы, один -в интерьере здания и один — в ограде большого моста. Различная значимость этих сооружений, различное положение приведенных орнаментов в этих сооружениях определили различный характер самих орнаментов.
Иногда можно найти примеры хорошей имитации и замаскирования материала. Так, например, материал, из которого были выполнены орнаментальные пояса с мотивом снопа на башне главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 г., был совершенно замаскирован.
Путем, скажем, прессования можно получать рельефы любого рисунка, почти не отличающиеся от литых гипсовых. Еще более существенно следующее: производственные навыки, приобретенные русскими мастерами в плоской резьбе по дереву, настолько закреплялись в художественном мастерстве, что в последующее время, когда материалом обработки был уже камень, его не рубили, а резали пользуясь старыми приемами, как будто это было более твердое дерево
Следует отметить, что тот или иной материал применяется в архитектуре не ради выявления его собственных свойств и качеств, а ради решения определенных архитектурно-художественных задач. Орнамент не должен быть всецело подчинен свойствам материала и технике выполнения. Если материал позволяет применить иную, не традиционную технику его обработки и тем самым достигнуть новых художественно-декоративных качеств, то нет никаких препятствий к тому, чтобы использовать эти возможности. Архитектор Исраэлян смог добиться ажурной резьбы в орнаментике победной арки из роз в постаменте монумента И. В. Сталина в Ереване. Задача решения художественного образа потребовала определенной трактовки ее орнаментации. Если бы архитектор исходил в первую очередь из задачи выявления свойства материала, он не смог бы разрешить того художественного замысла, который был заложен в этом произведении. В жертву материалу, выявлению его специфики и свойств он принес бы свою творческую задачу.
Среди архитекторов и искусствоведов встречается иногда взгляд, что имитация и зашифрование материала или конструкций противоречат реалистическому пониманию архитектуры. Но если исходить из такой предпосылки, то нашей социалистической архитектуре надо отказаться от многих классических форм, поскольку современные конструкции полностью или частично освобождают некоторые детали и даже части зданий от конструктивно несущих функций. Облицовка высотных зданий в Москве весьма похожа на каменную кладку, но никак нельзя считать это пороком архитектуры наших высотных домов.
Коль скоро в архитектурных сооружениях применяются совершенно определенные и весьма специфичные строительные и декоративные материалы, то и архитектурный орнамент, всегда связанный с ними, также обладает определенными, специфическими, ему присущими декоративными качествами, отличными от декоративных качеств орнамента на тканях, в коврах, в книгах и т. д.
Специфические особенности архитектурного орнамента — в его подчиненности специфической образности архитектуры, в его архитектонической обусловленности, в подчиненности его композиции общей архитектурной композиции сооружения, в соответствии его масштаба, характера и трактовки масштабу и характеру орнаментированных форм, в специфической масштабности и в специфике трактовки, обусловленной назначением, а также особенностями материала и техники выполнения, условиями восприятия, связанными с условиями наблюдения и освещения.
Продолжение следует….
- https://prosakh.ru лучшие экскурсии на сахалине в 2023 году.
- Вебкам работа онлайн grand models работа вебкам grandmodels.online.
- Разработка ппр на снос нежилого здания slom.ru.