Восприятие аритмичности в архитектуре также связано с особенностями психики человека. « В аритмичных формах нет простого и ясного закона движения… Аритмичность иногда сознательно подчёркивается, составляя определённую формальную цель. Художник хочет заставить нас затратить максимальное количество энергии восприятия; хочет заставить отыскать закон ритма в этой кажущейся аритмичности. И иногда в этой интенсивной работе преодоления и отыскания больше чувственного наслаждения, чем в явно ритмических восприятиях, потому, что зритель тогда больше участвует в процессе творчества». Поэтому некоторое отступление от порядка в композиции, еле заметное нарушение закономерности может вызывать при восприятии благоприятный эффект.
Что такое ритм в архитектуре.
Ритм — элемент психофизиологической природы и заложен в условиях органического существования людей. В такт элементам ритмического ряда чисто рефлекторным путём создаётся также ритмический ряд ответных реакций. Интересные результаты показали систематически организуемые посещения дома-музея Орта в Брюсселе группами слепых юношей и девушек. Своими чувствительными пальцами они ощупывали лестницу и её перила снизу доверху, ощущая особенности использованных материалов — мрамора, чугуна, различных пород дерева, — их структуру и тепло. Они подмечали едва заметные различия изделий из металла, смену ритма, убыстряющегося от этажа к этажу, бесконечность изгибов «линии Орта», получившей название «удар бича». Представляется, что ритмические особенности воспринимаются человеком не только зрительно, но и подсознательно и сенсорно; тактильные ощущения также дают представление о ритмических закономерностях, присутствующих в пластике форм и ограничиваемых пространствах. Полученные человеком ощущения могут влиять на настроение человека, обогащать его эмоциональный мир. Даже люди ограниченных возможностей получают положительный импульс от посещения данной постройки.
С чем связано восприятие ритма.
Восприятие ритма связано ещё и с ярким впечатлением, пробуждающим творческие силы в человеке. Тот или иной затейливый ритмический ход порождает ответную реакцию творческого воображения. Ритмически организованная работа препятствует наступлению быстрой усталости, следование ритму чередует автоматические операции с акцентами внимания. Знание психологических особенностей восприятия и использования ритма может способствовать развитию профессиональных возможностей в самых разных областях деятельности.
Если создаётся произведение, воздействие которого основано на эстетическом наслаждении, то формообразование будет подчиняться в большей мере поиску игры форм, их разнообразию и определённости, яркости и цветовым контрастам. Большая роль в создании эффектов психологического воздействия на человека отводится ритму, который создает также ощущения гармонии, целостности, красок. При узнавании архитектурных объектов привлекаются многочисленные источники информации помимо тех, которые улавливаются глазом. В процессе восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, и ритме, полученные из прошлого опыта. Этот опыт не ограничивается зрением, но предполагает и другие ощущения: осязательные, звуковые и т.п., а возможно и температурные и болевые. Вещи, предметы, формы архитектуры, пространства архитектуры — это больше, чем набор физических стимуляторов. Они изменяются во времени, имеют прошлое и будущее. В разных предметах мы видим разное их содержание. Ритмически организованные формы и элементы информационно насыщены, они, поддерживая связь между всеми компонентами, образующими единое, так или иначе способствуют целостному впечатлению об объекте и, вероятно, принимают участие в сложном процессе обработки человеком информации и образовании синтезированного представления.
Архитектуру следует понимать «как элемент пространственного опыта». Для того, чтобы стать архитектурой, назначение и удобство должны давать духовное удовлетворение, при котором душа ощущает более утончённое наслаждение пользованием и достигает устойчивого покоя.
«Нас охватывает состояние психологической комфортности — мы словно вступаем в резонансный контакт с пространством архитектурного объекта, сливаемся с ним, растворяемся в его объятиях, утрачивая на какое-то время ощущение собственного «я», проникаемся ожиданием чего-то желанного, чего-то очень нужного, важного, заветного. Но случается и обратное — нас начинает что-то тревожить, мы подвергаемся чувству беспокойства и стремимся поскорее покинуть пределы помещения. Такое происходит всякий раз, когда мы оказываемся в пространстве сооружения, эстетические качества которого оставляют желать много лучшего».
Таким образом, изучение закономерностей ритма в архитектурной композиции, так или иначе, связано с углублением в вопрос психологии восприятия их человеком. Ритмические возможности изучены недостаточно, а они воздействуют психологически, эстетически, содержательно, информационно и творчески преобразующее. Наиболее интересные решения композиций и пластики форм были найдены архитекторами в так называемые «ритмические» эпохи, одной из которых была, безусловно, эпоха модерна.
- Подробности визитки тут.
- https://www.occ-group.ru организация call центра колл центра с нуля.