Человек способен улавливать закономерности изменения свойств, не имеющих точно фиксированной количественной оценки, например, характер изменения пластических свойств формы, развития каких-либо качеств, поэтому мы можем говорить о ритмическом построении рисунка, картины или скульптуры, хотя в них нет строго количественного соизмерения частей композиции. Тенденция изменения каких-либо свойств создаёт последовательность восприятия композиции. Движение ритмического ряда, как правило, подчёркивает направление движения зрителя, способствуя его ориентации в пространстве. Один элемент сменяется другим и соотношение между нашим восприятием в данное мгновение и восприятием, полученным в предшествующее, — сочетает сущность ритмического ощущения.
Ритмическая закономерность.
В образовании пластической формы, новый элемент прибавляется к предыдущему, уже существующему в пространстве. По Гинзбургу, «начертанная линия есть результат поступательного движения точки, меняющей своё положение в пространстве». Ритмическое очарование, исходящее от данной кривой, объясняется тем, что каждый раз, бросая на неё взгляд, мы мысленно повторяем поступательное движение точки, некогда действительно совершившей это активное движение. Совершенно очевидно, что криволинейная линия описывает траекторию какого-то потенциального движения.
Совсем не обязательно, чтобы ритмическая закономерность сразу осознавалась наблюдателем. Поскольку всякое «сообщение» растянуто во времени, первоначальные его элементы должны создать определённую настройку, подготовить ситуацию ожидаемости путём закономерного ритмического повтора. «Первоначально затрачиваемая энергия восприятия того или иного движения уже экономится при вторичном восприятии его…». Значение предыдущего и последующего становится единым и приобретает особый резонанс; впечатление, которое производят на нас отдельные элементы, элементарные формы, переходят извне во внутрь, и мы сохраняем ощущение целого. Таким образом, появляется ритм, выражающий чувства.
Ритмическая структура.
Современные исследования ритмических рядов также построены на восприятии закономерностей движения в композиции: равномерности, возрастания, убывания, сложного чередования. Правильность расстановки ритмических акцентов способствует лучшему прочтению композиции и ориентации в пространстве. Метро-ритмическая структура архитектурной композиции (наряду с функциональными и эстетическими установками) организует и направляет восприятие наблюдателя, что выражается: 1) в упорядочении направлений движения взгляда наблюдателя при восприятии архитектурной композиции; 2) в выделении доминирующих элементов, на которых происходит остановка, фиксация взгляда и, в ряде случаев, изменение направления движения взгляда; 3) в предоставлении «ключа» к правильному прочтению и понимай и ю композиционной структуры воспринимаемого архитектурного пространства.
Ритмические сочетания пространственных элементов могут способствовать тем или иным настроениям, психологическим переживаниям, возникающим у человека, воздействовать на его сознание или влиять на восприятие архитектурного произведения в целом. Ритм пробуждает чувство удовольствия, поэтому он не только облегчает работу, но и доставляет также эстетическое наслаждение и, следовательно, является тем элементом в искусстве, который воспринимается всеми людьми без различия национальности и быта. По-видимому, не найдено звено, связующее психологическое и органическое действие ритма, писал Карл Бюхер.
«Однообразное повторение какого-либо архитектурного элемента на большом протяжении в архитектуре связано с чувством монотонности, усталости или пассивного отношения. И, наоборот, другие сочетания могут быть связаны с другим чувством: чувством бодрого состояния или чувством силы, спокойствия, динамичности, медлительности, различных степеней напряжённости».
Ритм может быть монотонным и вносить скуку, и быть сигналом тончайших переживаний. Однообразие ритма, однотипность форм и одноразмерность элементов притупляет эмоционально-художественное восприятие. Всякое отклонение от угадываемой закономерности или предвидимое совпадение вызывает у человека определённый интерес, вносит оригинальность и необычность, и отклонение от «стандарта», привычности. Ритм имеет психологические закономерности восприятия: в одних случаях он создаёт художественные качества формы, а в других — банальность или монотонность.
Воспринимая различные ритмы форм архитектуры, человек получает зрительную информацию о назначении формы, её отличии от других форм, целесообразности ритмических членений и т.п. Интерес будут вызывать те формы, которые ранее были менее известны, т.е. более оригинальны. Однако зрительное восприятие в этом случае требует большей затраты энергии. Человеческая психика устроена так, что она стремится к тому, чтобы меньше затратить энергии. Это выражается в способности её к адаптации. Психике человека противопоказана также и недогрузка, замедленное поступление новой зрительной информации. От этого возникает ощущение скуки и утомления. Чем информационно богаче и художественно индивидуальнее метроритмическая структура, тем больше требуется времени на её оценку, в связи с чем возрастает количество точек обзора.
- Баварская кладка Кирпича браер.
- Самая свежая информация снятие с учета онлайн ккт здесь.