«Год 1452. Родился мой внук, сын моего сына сера Пьеро. Случилось сие 15 апреля, в субботу, в третьем часу ночи. Наречен именем Леонардо. Крестил отец Пьеро ди Бартоломео да Винчи…» Такую памятную запись оставил дед Леонардо, Антонио да Винчи, в доме которого он вырос. Счет времени ночи велся тогда с захода солнца, а, значит, появился младенец на свет около 22 часов 30 минут.
Рождение Леонардо да Винчи.
И сегодня в ближайшей от Винчи (2 км) деревушке Анкиано показывают каменный дом с двумя небольшими окнами по боковому фасаду, где появился на свет гениальный ребенок. Отцу его Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи было тогда около двадцати пяти лет. Он прожил еще пятьдесят два года. За свою жизнь имел четырех жен (трижды оставаясь вдовцом) и двенадцать детей.
О матери ребенка, родившегося от незаконной связи, мы ничего точно не знаем. Полагают, что ее звали Катерина, что была она молода и привлекательна и что в год рождения сына была отдана с приличным приданным замуж за Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка да Винчи, приятеля отца Леонардо. О характере отчима можно судить по его прозвищу — Акка-табрига (Спорщик).
БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Около 1472. Фрагмент. Галерея Уффици, Флоренция
Работал он в кирпичной мастерской при монастыре Святого Петра Мученика, впоследствии перестроенного и перешедшего в управление Пьеро и его брата Франческо. В браке у Катерины было пятеро детей. До четырех лет Леонардо находился с матерью в Анкиано, а затем оказался в доме деда, бабушки Лучии и отца, который успел жениться на юной флорентийке Альбьере де-льи Амадори. Леонардо любил мачеху, как и она своего пасынка. Умерла Аль-бьера при родах в 1464 году. Затем была другая мачеха, потом третья, родившая шестерых детей. А в 1485 году у Леонардо появится еще одна мачеха Лукреция (в девичестве ди Гульельмо Кортоджани); она родит пятерых детей и также будет удостоена дружбы и почтения первенца своего супруга.
В мастерской Верроккьо
В 1464 году Пьеро да Винчи со всей семьей переезжает во Флоренцию; заметив необычайные способности сына, он определяет его подмастерьем во флорентийскую боттегу (ателье) Андреа дель Верроккьо (1436-1488), универсального мастера — художника, ювелира, скульптора, музыканта, устроителя и оформителя зрелищ и празднеств. Заказы, самые разные, поступали сюда со всей Италии. В своих скульптурных работах Верроккьо часто ориентировался на навыки, полученные от своей начальной специализации, и с ювелирной тщательностью отделывал детали. Однако измельченность форм не затрагивала у Верроккьо трактовки лиц. В ней он был максимально синтетичен и обобщал объемы, привнося в изображения внутреннюю динамику и психологизм. Среди заказов, поступавших в мастерскую Верроккьо, были многочисленные «Мадонны». С особым внимание исследователи относятся к тем из них, в исполнении которых, возможно, принимал участие Леонардо.
ПЕЙЗАЖ САНТА-МАРИЯ ДЕЛЛА НЕВЕ (ВИД ДОЛИНЫ РЕКИ АРНО).1473. Бумага, перо, чернила. Кабинет рисунков и гравюр. Галерея Уффици, Флоренция.
Местечко Винчи, родина Леонардо, расположено на покрытой виноградниками возвышенности — между тосканскими городами Флоренцией и Пизой и неподалеку от Пистойи. Никаких документальных подтверждений о том, бывал ли он в детстве в этих поистине блестящих культурных центрах европейского значения, не осталось. Впрочем, природа родного края давала безграничный «материал» его юной душе и зоркому глазу. Винчи расположен на склоне Монте-Альбано, откуда открывается вид на долину реки Арно — «родины» Флоренции. Так уж случилось, что первый подписной рисунок Леонардо, дошедший до нас, изображает места знакомые ему с детства. В левом верхнем углу рисунка Леонардо сделал надпись: «В день Святой Марии Снежной, 5 августа 1473 года».
ПЕЧАТЬ КОММУНЫ ВИНЧИ. XIV в.Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Коммуна Винчи находилась в 30 километрах от Флоренции. С XIII века представители семьи по отцовской линии Леонардо занимали среди ее членов почетное место. Акты начала XIV века поминают некоего Гвидо ди Сен-Микеле да Винчи, прапрадеда Леонардо. Сын его, сер Пьеро, был хранителем печати и послом Флорентийской республики. Зажиточные, пользовавшиеся уважением члены семьи, приобретя во владение земли, получили статус (и титул) сеньоров. Отец Леонардо сделал блестящую карьеру, став впоследствии нотариусом и поверенным флорентийских аристократов, в том числе и семьи Медичи. Однако дядя Леонардо был трактирщиком и мясником, другой купил мельницу. Леонардо ди Пьеро да Винчи (так значится в гильдейских документах) было двадцать лет, когда он был принят в гильдию Святого Луки (1472), профессиональное объединение художников. Молодой мастер теперь сам мог получать заказы; однако известно, что он все еще работал в боттеге Верроккьо.
АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО. «КОННЫЙ ПАМЯТНИК КОНДОТЬЕРУ БАРТОЛОМЕО КОЛЛЕОНИ». 1479-1496. Бронза. Венеция, Италия.
Прежде, чем быть установленным на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, один из шедевров скульптурного искусства Возрождения памятник Коллеони задумывался и моделировался во флорентийской боттеге. Работу над памятником после смерти учителя в Венеции оканчивал соученик Леонардо по боттеге Лоренцо ди Креди.
АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО (ВОЗМОЖНО, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ). МАДОННА С ЦВЕТКОМ ГРАНАТА. Около 1470-1475. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Мадонна изображена около окна; младенец Иисус — стоящим на драпировке. Мария держит перед сыном раскрытый плод граната, от которого он отломил несколько зерен. Мадонна выглядит печальной, словно ей известен предстоящий ее сыну крестный путь, символом которого является гранат. Так же как и на других изображениях Мадонн, свет на этой картине изображен падающим от невидимого источника, помещенного перед Девой, и свободно льющимся из окон сзади. Вероятнее всего, в работе над «Мадонной с цветком граната» (ее еще называют «Мадонна Дрейфус») принимали участие ученики Верроккьо Леонардо да Винчи и Ло-ренцо ди Креди. Рисунок последнего с драпировкой одеяния Мадонны хранится в Дрезденской галерее старых мастеров. Однако сегодня невозможно определить, является ли он подготовительным эскизом к будущей картине или учебной штудией с уже готовой работы. Данная картина великого мастера отличный сюжет для фресок на стену.
АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРРОККЬО. «ДАМА С БУКЕТОМ»(ДАМА С ПРЕКРАСНЫМИ РУКАМИ). Около 1475-1480. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция
Никогда еще европейская скульптура не знала таких нежных переливов форм, как в этой верроккиевской полуфигуре «Дамы с букетом». Никому еще до этого не удавалось так чувственно осязаемо передать фактуру прозрачной ткани, за которой угадывается кар-нация (цвет тела).
Идеальный образ с явно портретными чертами молодой женщины композиционно во многом вторит первому известному нам живописном портрету Леонардо — Джиневры деи Бенчи. И это стало одной из причин, наводящих исследователей на мысль о возможном его прямом участии в создании скульптуры.
МАДОННА С ГВОЗДИКОЙ (МАДОННА С ГРАФИНОМ). Около 1470. Старая пинакотека, Мюнхен
«Леонардо написал отличнейшую Мадонну на картине, принадлежавшей впоследствии папе Клименту VII, и в числе прочих изображенных на ней вещей он воспроизвел наполненный водой графин, в котором стоят несколько цветов и в котором, не говоря об изумительной живости, с какой он его написал, он так передал выпотевшую на нем воду, что роса эта казалась живей живого», — восторженно пишет Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях». Работа, к сожалению, не сохранилась. Однако кисти Леонардо приписывается мюнхенская «Мадонна с гвоздикой», в композицию которой также помещен графин. Добавим, что в «постановке» этой «Мадонны» было обнаружено некоторое сходство с веррок-кьевским бюстом («Дама с букетом») «Дама с прекрасными руками». Такой тип картин великолепен в обрамлении изысканной гипсовой лепнины.
Продолжение следует…
- Реагент бионорд цена www.blokprom.ru.