По фасаду здания Государственного театра в г. Гори, ниже орнаментального фриза, проходит изящный рельефный пояс из арочек, поддерживаемых столбиками-пилястрами. Один из таких столбиков расположен на самой грани угла здания. По ребру здания, ниже столбика фриза, сделаны зубчатые вырезы, как бы продолжающие рисунок столбика. Фриз органически сливается со стеной. Его восприятие в качестве самостоятельного, поверхностно нанесенного узора даже невозможно.
Гирлянда, размещенная над мраморным карнизом стен центрального зала станции Курская кольцевая, совместно с карнизом образует богато разработанный, пластически насыщенный пояс.
Отдельно взятая гирлянда уже не производит такого впечатления. Это наблюдение позволяет сделать вывод, что гирлянда и карниз составляют единую орнаментальную тем. При этом гирлянда не является самостоятельным элементом композиции, она дополняет карниз, как бы становится его частью. Если рассматривать мраморный карниз отдельно от гирлянды, то и он представится не таким, как совместно с гирляндой. Гирлянда придает завершению стен зала и всему его убранству некоторую нарядность, а в то же время вносит в интерьер элемент отображения родной флоры. Орнаментальный мотив обогащает архитектурную форму, усиливает и разнообразит ее пластику и обогащает ее содержание.
Архитектурный орнамент всегда более монументален, чем орнамент книжный, ковровый и т. д., но на различных сооружениях и на различных деталях этих сооружений он выступает то в более, то в менее монументальных формах.
Рассмотрим орнаментацию фасадов Дома правительства Армении в Ереване. Пилястры главного входа массивны, они увенчаны массивными кубообразными капителями.
Пилястры северо-западного фасада легкие и изящные и увенчаны легкими и изящными капителями . Соответственно этому орнаментация капителей пилястр главного входа гораздо более обобщенная, а пилястр северо-западного фасада — значительно более ажурная, детальная.
Если в первых мы встречаем крупно трактованные листья, то во вторых — тонко прорисованную плетенку с мелкими деталями узора. Соответствие масштабности орнамента и характера его форм масштабности и характеру форм орнаментированных сооружений или деталей сооружений является одним из основных требований к архитектурному орнаменту. С другой стороны, орнаментация служит одним из средств выявления масштабности самих сооружений и их деталей. Если крупную архитектурную форму покрыть мелким легким узором, то сама форма покажется иной, при этом изменит свой первоначальный масштаб и приобретет новый масштаб.
Таким образом, орнамент не только обогащает архитектурную форму, насыщая ее пластическим или цветовым узором, но в определенной мере влияет на ее масштабность.
Трактовка орнамента зависит также от роли орнаментируемых деталей в общей композиции сооружения. Верхняя, завершающая часть портала входа в метрополитен, встроенного в здание Казанского вокзала в Москве со стороны площади, разработана детально, пластично, ажурно,
а боковые пилоны орнаментированы с подчеркнутой схематичностью. Их орнаментация даже несколько грубовата.
Обычно орнаменты, расположенные внизу, выполняются детальнее и пластичнее, в данном же случае, наоборот, верхняя часть обрамления портала прорисована много тоньше бокового пилона. Но высота расположения верхней завершающей части портала настолько незначительна, что эта его часть наблюдается одновременно и практически с одних и тех же расстояний, как и боковые пилоны. Пилон — конструктивная несущая часть, а венчание портала — ненесущая деталь. Было бы неправильно превращать пилон в форму, испещренную кружевным рисунком, каменное же венчание логично облегчить ажурным рельефом. Главным композиционным элементом обрамления входа в метро служит его венчающая часть (к тому же содержащая букву М, обозначающую Метро), боковой же пилон — композиционно, но не конструктивно — второстепенная часть. Вполне естественно сосредоточить декор на главном, а не на второстепенном.
Выразительность фасадов здания винных подвалов завода Арарат в Ереване обусловлена прежде всего каменной кладкой с ее игрой фактуры и цвета.
Каменная кладка не дает определенного рисунка, ее нельзя относить к орнаментации. Но если бы стены этих подвалов были оштукатурены с сохранением всех элементов архитектурной пластики, то они все же потеряли бы свою выразительность. Орнаментированные элементы пилястр и пояс сухариков оказались бы тогда недостаточными для декоративного обогащения стен. Фактура кладки является в данном случае важным средством архитектурной выразительности.
Фигурная или узорная кладка кирпича широко использовалась в древнерусской архитектуре. Так, стены Кирилло-Белозерского монастыря превращены такой кладкой в кружевные.
Кладка этого типа использовалась и в древней среднеазиатской архитектуре, например, в мавзолее Самани в Бухаре.
Фигурная кладка использована и в декоре фасадов здания Государственного театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. В лоджиях его ажурный рисунок росписи перекрытия, резных деталей на стене и резных люстр дополняется узором кирпичной кладки.
При этом живописные и скульптурные орнаментальные элементы сливаются воедино со зданием, с его стенами, как неотъемлемые элементы целого. Если оштукатурить стены здания театра, закрыв тем самым рисунок кладки, и оставить поверхности оштукатуренных стен гладкими и однотонными, то облик лоджий заметно изменится. Орнаментика здания театра определяется не только живописными или скульптурными узорами, включенными в его композицию, но и рядом других элементов, в том числе узорами кирпичной кладки. Однако в ташкентском театре узоры кладки основаны только на использовании рисунка швов между кирпичами, в то время как в древнерусской архитектуре узорная кладка гораздо более рельефная.
В условиях климата Ташкента, изобилующего солнечными днями с интенсивным освещением, даже неглубокие швы между камнями дают выразительный, четкий рисунок. В условиях же более рассеянного и слабого света средней европейской полосы СНГ такой узор был бы плохо видим и не дал бы надлежащего декоративного результата.
Выбирая рельеф орнамента, следует строго учитывать условия освещения. В противном случае орнамент либо получится недостаточно выразительным, либо окажется слишком грубым. Крупный рельеф кирпичной кладки в здании театра им. Навои привел бы к слишком грубой фактуре его стен и не соответствовал бы изящной резьбе и росписи здания.
Более рельефная кл адка мавзолея Самани, построенного примерно в тех же условиях освещенности и природного окружения, что и ташкентский театр, обеспечила изящество этого сооружения, во-первых, потому, что оно очень небольших размеров, во-вторых, потому что его стены трактованы как плетенка, — кладка дает не узор, а общую фактуру поверхностей сооружения, в-третьих, оно не содержит никаких иных, более тонко трактованных орнаментальных деталей, по сравнению с которыми кладка могла бы казаться слишком грубой. И все же рельеф этой кладки более плоский, чем в памятниках древнерусского зодчества.
Моделировка орнамента должна зависеть от светового климата района строительства, от количества солнечных дней в году и от средней годовой наружной освещенности.
Пластика рельефной формы зрительно воспринимается путем восприятия светотеневых градаций, которые, как известно, при интенсивном освещении различаются хуже. В разных природно-климатических условиях надо по-разному моделировать рельефный орнамент и по-разному выполнять в цвете живописный. Так и поступают зодчие, в чем легко убедиться, сравнивая трактовку орнамента на фасадах, скажем, московских зданий с его трактовкой на фасадах сооружений в южном климате. На фасадах московских сооружений рельеф орнамента достаточно высокий, объемный и пластичный. Рельеф же орнамента на сооружениях в Ереване, в Гори, в Ташкенте и в других южных городах — более низкий. Как в Армении, так и в Грузии и в республиках Средней Азии распространен плоскостной резной орнамент.
Продолжение следует….
- https://landshaft-kamen.com строительные изделия из природного камня - виды природных.
- Подробное описание контейнер 40 футов из китая здесь.