Орнаментальное творчество одно из самых древних. Орнамент широко распространен как в искусстве, так и в быту. Без преувеличения можно сказать, что мы видим его вокруг себя повсеместно.
Специфика орнамента.
Об орнаменте существует обширная литература, и все же он изучен до сих пор недостаточно. Показательно, что за советское время, на бывшей территории союза, вышло много книг и статей по искусству, но всего несколько работ, специально посвященных вопросам орнамента. Некоторые из опубликованных работ лишь косвенно затрагивают орнамент; трудов по общим вопросам орнаментального искусства до сих пор в нашей советской искусствоведческой литературе почти нет. Не выработано еще пока общепризнанных определений и классификаций орнамента, не установлены границы области орнаментального искусства, не обобщен материал по советскому орнаменту.
Слово орнамент происходит от латинского ornamentum — украшение. Обычно так и говорят о нем, как об узорах, украшающих различные объекты.
Однако здания могут быть украшены не только орнаментом, но также декоративной скульптурой, гипсовой лепниной и живописью. Значит, отличительным признаком орнамента не является его украшающая роль.
Надо выяснить, что следует понимать под узором. Часто встречаются орнаменты, которые хотелось бы назвать изображениями. Таковы букеты в вазонах, часто встречающиеся на русских изразцах XVIII в.
или в декоративных росписях и в резьбе узбекского народного жилища XVIII- XX вв., мотивы которых используются современной узбекской орнаментике.
Таковы элементы орнаментации фасадов Дмитриевского собора во Владимире
или орнаментально-тематический фриз на портале здания Государственного театра им. Абая в Алма-Аты
Если орнамент определить как изображения, то, во-первых, возникнут трудности в связи с наличием, так называемого геометрического орнамента, во-вторых, рамки, ограничивающие область орнамента, чрезмерно расширятся, и под такое определение уже подпадет часть декоративной скульптуры и живописи.
Нередко специфику орнамента видят в его построении, якобы всегда основанном на ритмической повторяемости или чередуемое одних и тех же или равнозначных элементов. Однако можно найти примеры орнамента, не строящегося на таких повторениях. Таковы хотя бы распространенные в архитектуре русского классицизма орнаментальные венчики
Кроме того, и декоративная скульптура в архитектурных сооружениях также часто компонуется на принципе повторяемости. Так, например, центральный зал станции московского метрополитена Площадь революции украшен многочисленными скульптурами, каждая из которых повторяется по нескольку раз .
Признак чередуемости и повторяемости не является, следовательно, обязательным для орнамента и специфичным только для него.
Некоторые теоретики и практики искусства расширительно понимают область орнамента, относя к орнаменту наличники, капители, даже скульптурные фризы, фронтоны, группы, венчающие здания, и т. д. Иногда же, наоборот, орнамент понимается очень узко, только как узоры, построенные на ритмической повторяемости одних и тех же мотивов.
Основной признак, отмечаемый всеми исследователями как важнейшее, наиболее специфичное свойство орнамента, — его подчиненность образу, форме и назначению того объекта, в художественной обработке которого он используется.
Продолжение следует…