Эффективность использования территории, достижение наивысшей плотности при многоэтажной жилой застройке и стоимости самих домов сегодня подвергаются сомнению. А на какие встречные меры могут рассчитывать архитекторы? Каковы новые технологические возможности в области проектирования и строительного производства, которые позволят реализовать в ближайшем будущем архитектурные требования?
Конструктивные типы зданий Архитекторов интересует, в первую очередь, та часть технологического процесса, которая определяет архитектурные качества панелей наружных стен, элементов лоджий, балконов, цоколей, входов, парапетов и других малотиражных изделий; их пластику, рисунок, цвет, а также качество изготовления, т. е. тех деталей, от которых зависит композиционная и пластическая характеристика фасадов зданий. Предприятия домостроительной индустрии освоили выпуск […]
Как зрительно сопоставить постройки различных эпох, чтобы между ними создавалось гармоничное соседство? Постараться «попасть» в похожие пропорциональные соотношения наиболее ярко читаемыми на фасаде объёмами, или повторить историческую «реплику» в деталях, или выбрать близкий цветовой оттенок и характер покраски? Каждый архитектор решает для себя сам, руководствуясь своим чувством и своим культурным багажом. Уважение в архитектуре городов. […]
Модерн — процесс исторической смены старого и нового. Градостроительный аспект психологии восприятия Естественный исторический процесс смены старого новым очевиден и неизбежен. Но принцип «прорастания» нового может быть разным: как щадящим, так и агрессивно-конфликтующим. При строительстве новых современных зданий возникают большие сложности взаимодействия старого и нового. Важен принципиальный подход к этой задаче, отношение к городу вообще […]
Модерн живо интересовался психологией восприятия, экспериментировал, создавая из эклектичных истоков причудливые сочетания, абсолютно новые решения и прочтения форм. Все эти криволинейные очертания и траектории движения: на каких струнах души они вибрировали и какие ответные реакции вызывали? Оплывающие формы, пластичные энергичные винтовые лестницы, камины-очаги, согревающие пространства и задающие его энергетику, окна-«глаза», проглядывающие с фасада вовнутрь подчас […]
Восприятие аритмичности в архитектуре также связано с особенностями психики человека. « В аритмичных формах нет простого и ясного закона движения… Аритмичность иногда сознательно подчёркивается, составляя определённую формальную цель. Художник хочет заставить нас затратить максимальное количество энергии восприятия; хочет заставить отыскать закон ритма в этой кажущейся аритмичности. И иногда в этой интенсивной работе преодоления и отыскания […]
Человек способен улавливать закономерности изменения свойств, не имеющих точно фиксированной количественной оценки, например, характер изменения пластических свойств формы, развития каких-либо качеств, поэтому мы можем говорить о ритмическом построении рисунка, картины или скульптуры, хотя в них нет строго количественного соизмерения частей композиции. Тенденция изменения каких-либо свойств создаёт последовательность восприятия композиции. Движение ритмического ряда, как правило, подчёркивает […]
Противоречивость, рубежность переживаемого времени нашли отражение в архитектуре, и прежде всего в ритмике архитектурных произведений. Поиски вне сюжетной образной выразительности подтолкнули к идее привнесения в архитектурную форму динамики за счёт построения соответствующей ритмической структуры произведения. Художники стиля модерн основывались на эмоциональном, личностном отношении к историческим событиям и искусству прошлого, а потому искали новые выразительные средства. […]
Свет в модерне. Характер освещённости также имеет биологическую основу и становится важным моментом ощущений человека. Применяя огромные окна в домах, зодчие модерна будто включали часть экстерьерного пространства в интерьеры, словно обрамляя конкретный природный пейзаж в причудливую раму. Окна — «глаза» особняков, проглядывающие с фасада вовнутрь подчас весьма затейливыми очертаниями форм, переплётов, давали ощущение свободного пространства, […]
В теории архитектуры существует два понятия пространства — реальное и перцептивное (воспринимаемое). Композиционные характеристики последнего связаны с психофизиологическими и психологическими особенностями человека, обусловливающими различие в восприятии пространственных свойств архитектурной формы разными людьми, в разных условиях, с разной психологической установкой. Социальные, религиозные, политические, культурные и другие критерии каждой эпохи и каждого человека в значительной степени влияют […]