Правда, в зарубежной искусствоведческой литературе в последние годы высказывается ряд сомнений в том, является ли эта картина произведением Давида. На картине нет подписи (как, кстати сказать, и на многих бесспорных портретах работы Давида), она написана на бумаге, наклеенной на холст, что необычно для Давида, но главным доводом противников авторства Давида служит то, что она отлична […]
Можно ли Давиду предъявлять упреки в ренегатстве, в измене делу революции? Этот вопрос привлекал не раз внимание исследователей творчества Давида и решался ими по-разному. Для нас несомненно, что в годы революции Давид действовал с полной искренностью и полным сознанием своей правоты и правоты общего дела, он был непримирим и решителен, как и большинство якобинцев, в […]
Если образ Жозефа Барра был создан Давидом без живого наблюдения реальности и он в какой-то степени исходил из своего представления об «идеале прекрасного», то два его рисунка времени революции — «Портрет Дантона» и «Мария-Антуанетта перед казнью» — демонстрируют остроту живых впечатлений художника, присущее ему умение запечатлеть и неприглядную правду действительности. Грубым и отталкивающим выглядит на […]
Консоль происходит от французского concole. Консоль в архитектуре это тип кронштейна или опоры. Один конец которого жестко закреплен, второй остается свободным. Консоль используется для подпорки выступающих элементов строения. Чаще всего это балконы, карнизы, балки. Как правило консоль декорируется волютой с завитками разных размеров, при этом волюта большая по размеру прилегает к стене и подпираемому элементу, […]
Колонна от латинского колумна (columna) французкого (colonne) является одним из важнейших конструктивных элементов в архитектуре. Чаще всего колонна используется как посредствующее звено между основанием и верхними частями сооружения.
Последним звеном трилогии, которую можно было бы назвать «Смерть героев», является «Жозеф Барра».
В созданной, вскоре после написания «Смерти Лепелетье», картине «Смерть Марата» у Давида не осталось и следа рассудочной холодности. Он заговорил со зрителем тоже сдержанно, но с огромным внутренним напряжением и страстной взволнованностью. Впоследствии он отмечал, что эту картину он «писал сердцем».
Интересно, что незадолго до этого события, Давид сделал портретный набросок с Лепелетье, где он передал его некрасивый, неправильный профиль с сильно выступающим носом и покатым лбом. Давид, как обычно, когда имел перед глазами живую модель, передал всю ее характерность, ничуть не смягчая натуры. Однако трудно поверить, смотря на изображенного Давидом мертвого Лепелетье, что это одно […]
Осенью 1792 г. народ Парижа (секции Лувра) избрал Давида своим депутатом в Национальный Конвент. Крайний якобинец и убежденный республиканец, друг Марата и Робеспьера, организатор большинства массовых революционных празднеств, Давид окончательно становится теперь вождем и вдохновителем нового искусства. Почти все речи Давида в Конвенте посвящены преобразованиям в области художественной политики и формулировке новых взглядов на цели […]