Использование традиционных и местных материалов касается прежде всего строительства из кирпича. Это традиционный повсеместно распространенный вид домостроения. Керамика, кирпич — древнейший, но удивительно жизнеспособный материал, в котором высокая долговечность сочетается с хорошими эксплуатационными и декоративными качествами. Но под влиянием бурного развития в 1950-1960-е г. полносборных методов отношение к строительству из кирпича изменилось. Его стали считать устаревшим, не отвечающим новым экономическим требованиям. Оно вытеснялось крупнопанельным, вплоть до полного отрицания. Ставилась под сомнение целесообразность дальнейшей работы кирпичных заводов. Были предложения их закрыть. Осуждалась практика строительства в тех городах, где не создавалась крупнопанельная база и продолжали строить из кирпича (например, области Западной Украины). И все-таки, кирпич остался.
Почему кирпич до сих пор используется в строительстве.
Объективный научный подход, основанный на учете высоких эксплуатационных качеств и больших потенциальных возможностей повышения архитектуры, позволил определить рациональные области применения жилых зданий из кирпича. При основных объемах строительства из крупных панелей местные материалы, в том числе кирпич, должны рассматриваться как дополнительные. Это позволяет более гибко учитывать потребности города в определенных типах квартир и решать ряд композиционных задач как при застройке новых районов города, так и при реконструкции сложившихся. Сегодня объемы строительства из кирпича составляют 30-40%, но ведется оно в основном по типовым проектам, мало использующим гибкость и выразительные свойства технологии этого метода. Типовые проекты жилых домов из кирпича разработаны не как дополнение к крупнопанельным, а как самостоятельный вид строительства из местных материалов. Тогда это было необходимо, так как не все города и регионы обладали базой крупнопанельного строительства. Например, на Украине параллельно с сериями для крупнопанельного строительства в 1970-е г. были разработаны также серии типовых проектов для строительства из местных материалов, в основном из кирпича. Широко применяется серия 87. Во многих городах строятся отдельные жилые дома, группы или целые микрорайоны по типовым проектам этой серии.
Несмотря на ограниченные композиционные возможности, она использовалась для решения отдельных градостроительных задач. Есть ряд интересных решении зданий со сложной объемно-пространственной композицией, пластичными фасадами, развитым первым этажом-стилобатом, в котором размещаются учреждения культурно-бытового назначения. В 1970-е г. ставился вопрос о повышении степени индустриализации кирпичного строительства, о повышении степени сборности кирпичных жилых зданий.
Получили большее развитие такие направления, как повышение заводской готовности сантехкабин, лифтовых шахт с оборудованием, перекрытий, укрупнение элементов лестничных клеток, уменьшение объемов ручной кладки путем применения комбинированных систем (несущие внутренние конструкции — из монолитного железобетона, ограждающие — из кирпича, или сочетание кирпичной кладки со сборными железобетонными изделиями), а также повышение марок кирпича. Нельзя согласиться с жесткой установкой на максимальную сборность кирпичных зданий, включая виброкирпичные панели наружных стен. Индустриальность не должна быть обязательно связана с полносборностью. Она может выражаться в механизации строительных процессов, выполняемых непосредственно на стройплощадке (например, стройка должна быть обеспечена подъемно-транспортными средствами, скоростными башенными кранами), в ритмике и непрерывности производства.
Обязательные внедрения при строительстве из кирпича.
Возможность пластического разнообразия кирпичной кладки в структуре фасадов должна быть сохранена. Но при этом нужно устранить причины, ограничивающие ее. Низкие марки кирпича нужно заменить более высокими (200 и выше), иначе требуется дополнительная арматура, уширяются швы, и кладка получается неряшливой. Должна быть более богатой цветовая палитра облицовочного кирпича, расширено применение специального профильного кирпича. Нужно изменить отношение к проектированию из кирпича — самой гибкой модульной единицы. В условиях массового применения крупнопанельных конструкций, в борьбе с невыразительностью зданий, сходящих с домостроительного конвейера, кирпичные здания должны «выделяться в особый жанр архитектуры, тяготеющий к живописности, а главное, к такой степени индивидуализации, которая недостижима средствами индустриального домостроения». Для кирпичных зданий обязательны соблюдение норм и правил, требований экономичности и целесообразности. Но жесткие ограничения типизации и индустриализации должны быть сняты.
Опыт строительства из кирпича показал ряд интересных, новых по внутренней структуре и внешним формам, по архитектурной композиции жилых зданий. В них отражены новые тенденции в поисках решений, отвечающих социальным требованиям, региональным и градостроительным условиям. Широко известны работы архитекторов, которые с начала 1970-х г. последовательно добиваются только индивидуального проектирования кирпичных зданий. На смену простым 9-этажным параллелепипедам 1960-х г. пришли 12-этажные, затем 14 и 16-этажные здания усложненной формы в плане с фасадами, отличающимися большим разнообразием элементов. В их ряду 12-этажные дома на просп. Героев в Санкт-Петербурге, создающие пластически активную пространственную композицию, а также жилые комплексы в Пушкино и Сестрорецке под Санкт-Петербургом. Жилой комплекс в Сестрорецке воплотил решение целого ряда градостроительных, композиционных, функциональных задач не только современных, но и перспективных направлений жилищного строительства. Это создание хорошо читаемого с дальних точек (с залива, озера, с международного шоссе Санкт-Петербург — Хельсинки) силуэта комплекса, соразмерного этим пространствам, формирование нового городского ансамбля в условиях сложившейся малоэтажной (деревянный фонд) и достаточно безликой застройки (типовые дома 1950-х г.), достижение максимального проникновения природного окружения в организм здания при возможно большей жилой площади (террасы, балконы, хозяйственные лоджии) и др. Создана цельная, компактная и крупная объемно-планировочная структура дом-квартал, отвечающая самым высоким требованиям жилой среды. Сочетание секционной и галлерейной системы позволило точнее учесть демографический состав, природные факторы, экономику. Однокомнатные квартиры ориентированы на юг, трехкомнатные — на север и юг. Учтен и эмоциональный фактор.
Непременным компонентом интерьера является пейзаж: из общей комнаты открывается вид на далекие просторы озера, из спальни — на сосновые массивы с севера, и море — с запада. В нижних этажах комплекса размещаются встроенно-пристроенные одно- и двухэтажные учреждения обслуживания, которые позволяют масштабно связать весь комплекс с окружающей застройкой. Жилой дом в Сестрорецке не только дом-квартал, но и дом-ансамбль. Основной элемент его композиции — переменная этажность (2-16), создающая своеобразный силуэт, гармонирующий с природным ландшафтом — водной гладью озера, зелеными массивами, характерным рельефом. Новыми чертами городского жилища отмечен жилой комплекс на просп. Машерова в Минске. Разноэтажные объемы создают динамичный силуэт и выразительную пластику всей композиции, а элементы и детали, особенно первых этажей, примиряют громады жилища с масштабом человека. Жилой комплекс выполняет ответственную градостроительную миссию, формируя одну из центральных магистралей столицы Белоруссии.
Другую функцию выполняет жилой комплекс в Киеве, построенный по индивидуальному проекту из кирпича для реконструкции участков улиц Горького и Боженко. Усложненностью архитектурно-пространственной структуры, выразительной пластикой фасадов и необычным силуэтом отличаются 12-14этажные жилые дома. Все это придает комплексу черты урбанизированной исторической застройки. Дома завершаются мастерскими художников, имеющими скатные кровли. На первых этажах предусмотрены встроенные учреждения культурно-бытового обслуживания, пристроенный детский сад на 140 мест. Так как дома расположены между двумя транспортными магистралями, в квартирах установлена шумозащитная столярка, предусмотрены специальные клапаны для вентиляции помещений, нашедшие выражение в деталях фасадов.