Гипсовая лепнина.
  • Главная
  • Продукция
    • Гипсовая лепнина
    • Фрески на стену.
    • 3D гипсовые панели
    • Гипсовые порталы для каминов
    • Арт мебель.
    • Гибкий травертин.
    • Оселковый мрамор
    • Фонтаны и садовые скульптуры, статуэтки.
    • Гипсовый декоративный камень.
    • Роспись стен и мебели.
  • Портфолио
  • Дизайнерам
  • Статьи
  • Контакты

Утраченные полотна Леонардо да Винчи.

Утраченные шедевры. «Леда и Лебедь»

Самый большой упрек, который обычно адресовали Леонардо, заключался в том, что он часто не доводил свои работы до конца. Сегодня, когда мир познал теории концептуализма, все его начинания просто назвали бы «проектами» (в современном толковании) , и в отношении великого итальянца такое определение было бы как ни в каком другом случае справедливым.

Поскольку живописных работ из-за своей универсальной увлеченности разного вида занятиями Леонардо создал сравнительно немного, скорбеть приходиться не только о незавершенных замыслах, но и о каждом утраченном творении. Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. По свидетельству того же неутомимого Вазари, молодой Леонардо, вознамерившись создать настоящую «страшилку» (выражаясь современной упрощенной лексикой), не погнушался собрать ящериц, сверчков, змей, летучих мышей и других тварей и, «сочетая их по-разному», так написал голову чудовища, что перепугал отца. Впрочем, предприимчивый нотариус отдал крестьянину другой щит, купленный на ближайшем рынке, а леонардовский продал флорентийским купцам за сто дукатов, те же в свою очередь перепродали его миланскому герцогу за триста.

95

КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННАЯ ЛЕДА 1503-1504. Бумага, перо, тушь. Собрание герцога Девонширского, Чатворд (Англия).

 Дочь этолийского царя Фестия и супруга изгнанного из Спарты и бежавшего в Этолию царя Тиндарея  Леда, покорила своей красотой сердце главы олимпийцев. Зевс, представший перед ней в облике лебедя, был столь обходителен и ласков, что красавица не устояла. Существуют разные варианты мифа. По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя, и ставшая причиной Троянской войны. Первая из известных нам работ Леонардо на мифологическую тему в одном из вариантов смотрится почти по барочному неистово.

96

ЖЕНСКАЯ ГОЛОВА. 1506. Наброски. Перо, чернила по черному мелу. Королевская библиотека, Виндзор (Англия) Лицо этой Леды представляет собой женский идеал Леонардо. Наброски к «Леде» возникают еще во время пребывания Леонардо во Флоренции. Саму же картину, с уже измененной композицией, он написал во время своего второго пребывания в Милане.

97

ЛЕДА И ЛЕБЕДЬ. 1506-1508. Копия. Музей Леонардо, Винчи.

Неоконченную в Италии картину Леонардо увез с собой во Францию. Эротическая доминанта композиции почти два века вызывала к себе особо пристальный интерес двора. Согласно преданию, композиция «Леда» хранилась в королевских собраниях до конца XVII столетия, когда добродетельная супруга Людовика XIV сочла слишком соблазнительным прекрасное обнаженное тело и полуулыбку царицы.

По ее приказу картина была уничтожена. Однако многочисленные наброски к разным вариантам картины в рукописях Леонардо и особенно ряд копий с нее, написанных другими художниками, дают достаточное представление о композиции утраченного полотна. В этом завораживающем образе нагой женщины, замирающей в объятьях Зевса-лебедя, художник опять, и теперь уже без религиозной символики, вернулся к вечной теме зарождения жизни, которая всегда его занимала.

98

ДЖАМПЕТРИНО И БЕРНАЦЦАНО. «ЛЕДА С ДЕТЬМИ».1515-1520. Картинная галерея старых мастеров, Касселъ (Германия).

 В Ломбардии Леонардо оставляет после себя самостоятельную школу, в состав которой входят такие художники как Больтраффио, Марко д’Оджоне, Джам-петрино, Чезаре да Сесто. Салаи, Мельци, Лупни и Содома, Бернаццапо, Чезаре Маньи, Альбертино и Мартино Пьяцца и многих других. В их руках великое искусство Леонардо быстро подвергается вульгаризации и принимает несколько слащавый оттенок.

99

РАФАЭЛЬ. ЛЕДА И ЛЕБЕДЬ. 1505-1513. Рисунок с композиции Леонардо да Винчи. Бумага, перо, бистр. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

 Очевидно, что рафаэлевский рисунок, даже лишенный поддерживающей партии цвета, более всего приближен к оригиналу Леонардо. Гармония рисунка совершенно лишена рафинированной слащавости. В ней есть почти маньеристическая странность хиазма (термин, означающий перенос тяжести тела модели на одну из ног), но при этом сохраняется классицистическое благородство стиля.

«Леда»   Леонардо стоит стыдливая, опустив глаза, и гибкие, змеистые линии ее тела извиваются с высоким утонченным изяществом; настоящим супругом лебедь почти по-человечески охватывает ее крылом, а маленькие близнецы, вылупляющиеся из яйца подле, даже и выглядят-то по-птичьи, искоса; тайна первобытных времен, глубокое родство между человеком и животным, смутное язычески-философское чутье единой и всемирной жизни нигде не выразились с такой мастерской изобретательностью и не обнаружили так вещей догадки столь проницательного и вдумчивого вместе гения».

Утраченные шедевры. «Мадонна с Прялкой»

В первые годы нового века Леонардо работает в своем родном городе. Один из агентов Изабеллы д’Эсте, повинуясь ее приказам, не устает просить Леонардо написать для нее картину. Он же сообщает в Мантую 3 апреля 1501 года: «Жизнь Леонардо непостоянна и весьма неопределенна, так что кажется, что он живет одним днем… Он усиленно занимается геометрией и не хочет притрагиваться к кисти». Есть, правда, еще одно существенное сведение в письме: «…иногда тот подправляет портреты, которые пишут двое его учеников».

Через десять дней было сообщено, что Леонардо пообещал исполнить пожелание д’Эсте, как только завершит «небольшую картину». Речь шла о несохранившейся «Мадонне с веретеном».

100

МАДОННА С ПРЯЛКОЙ (МАДОННА С ВЕРЕТЕНОМ). Около 1501. Собрание герцога Баклейча, Драмларинг-Кастл (Англия)

«Мадонна деи фузии» («Мадонна с прялкой» или «Мадонна с веретеном») известна в вариантах, написанных учениками Леонардо (предположительно, с его участием). Уже в первое десятилетие XVI века иконографическая схема Леонардо — изображения Мадонны с маленькими Христом и Иоанном — стала распространенной.

101

МАДОННА С ПРЯЛКОЙ. Около 1501. Набросок. Бумага, красный мел. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Этот предварительный набросок плечевого пояса Мадонны, в котором неподражаемо сочетаются твердость и грация, почти скульптурно передает пластику молодой женщины.

102

МАДОННА С ПРЯЛКОЙ (МАДОННА С ВЕРЕТЕНОМ). Около 1501. Частное собрание, Нью-Йорк

Два приведенных здесь варианта (из десятка версий), равные по размерам, одинаковые по композиции расположения фигур, считаются выполненными с участием самого Леонардо.

Интересно, что прялка и веретено в символике Ренессанса и последующих двух веков были атрибутами богини «мудрости и брани» Паллады. Кроме того, веретено обладало натурфилософской символикой и означало космическое становление, нить судьбы. А двойной крест — страсти и древо жизни.

Композиции со святой анной

Вазари писал, что вернувшись во Флоренцию, Леонардо узнал, что монахи-сервиты заказали Филиппино Липпи работу над образом главного алтаря церкви Нунциаты и заявил, что охотно выполнил бы подобную работу сам. Услышавший об этом Филиппино, будучи человеком благородным, от того дела отстранился, монахи-заказчики взяли Леонардо в свою обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних. Когда картон с изображением Богоматери, Святой Анны и Христа был выполнен, он привел в изумление не только художников. В течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили посмотреть на чудо, сотворенное Леонардо. А это действительно было чудом. «В лице Мадонны, — восторгается Вазари, — было явлено то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери».

104

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, СВЯТОЙ АННОЙ И МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ. (БУРЛИНГТОНСКИЙ КАРТОН). 1508. Цветная бумага, угольный карандаш, белый и черный мел. Национальная галерея, Лондон.

Современник Леонардо, Пьет-ро да Новеллара в письме к Изабелле д’Эсте, раскрывает со слов Леонардо, программу этой работы. Мария, сидящая на коленях у матери, пытается отвлечь сына от игры с маленьким Иоанном Крестителем (символ Страстей Господних). Святая Анна же увещевает Деву, указывая перстом на небеса. «Возможно, эта фигура должна была символизировать собой Церковь, не желавшую препятствовать Страстям Господним».

103

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, СВЯТОЙ АННОЙ И МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ. (БУРЛИНГТОНСКИЙ КАРТОН). Фрагмент

Так же, как и в двух подготовительных картонах (первый, сделанный во Флоренции, который описывал Вазари, не сохранился; второй рисовался в Милане), в живописном варианте композиции со Святой Анной для церкви Святой Аннунциаты (впрочем, братья-монахи ее так и не получили, передали заказ Филиппино Липпи, который тоже не выполнил работу в срок) фигуры занимают весь передний план, создавая фактически нерасчленимую группу.

Более того, чуть потеряв в сложности (ибо исчезла фигура Иоанна, а положение корпуса Марии привело композицию почти к строгому треугольнику), она стала более цельной и гармоничной. Так живописные открытия Леонардо последовательно становятся основой нового искусства, позднее получившего определение «классицизм». Столь же совершенным образцом для современников и потомков оказалось удивительная мягкость при пластической точности в передаче объемов светотенью.

Исследователи творчества Леонардо полагают, что картина, увезенная им во Францию и там доработанная, все же не завершена.

105

ЭСКИЗ ДРАПИРОВКИ К КАРТИНЕ МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТОЙ АННОЙ. Ок. 1503-1510. Бумага, уголь, перо, кисть. Британский музей, Лондон.

С самой ранней юности художник был увлечен светотеневой составляющей изображения. И не случайно его предварительные рисунки к будущим композициям кажутся воплощенными не карандашом, не тушью, а именно светом и тенью. Самые сложные драпировки, самые изящные или монументальные формы приобретают пластику и объем, преодолевая плоскость бумаги.

107

МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТОЙ АННОЙ. 1510. Лувр, Париж.

Взгляд Марии печален, ведь она знает о предстоящем крестном пути своего сына. Кажется, что Мария стремится отвлечь младенца от агнца — символа его страданий. Анна благосклонно наблюдает за происходящим. Пирамидальная композиция внутренне динамична, но гармонически сбалансирована. Ощущение огромной глубины горного ландшафта придает картине зримое ощущение покоя и величия.

106

ЭСКИЗ ДРАПИРОВКИ К КАРТИНЕ МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТОЙ АННОЙ. 1518. Бумага, уголь, перо, кисть. Королевская библиотека, Виндзор (Англия)

108

ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ (РАСТРЕПАННАЯ).Около 1508. Дерево, кисть, свинцовые белила. Национальная галерея, Парма.

В течение семи лет жизни в Милане Леонардо мало занимался живописью. Во всяком случае, источников, сообщающих об этом, практически нет. Только в одном из писем мастер сообщает, что как раз работает над двумя Мадоннами для французского короля. Возможно, одной из этих работ и является «Портрет девушки» хранящийся ныне в Парме. Скорее всего рисунок является самостоятельным произведением, которое нельзя определенно приписать к какой-либо группе работ. Мощные мазки кисти, намечающие волосы, довольно необычны для Леонардо и, возможно, являются поздним дополнением. Портрет, написанный на необработанном дереве, сохраняет удивительную импровизационную свободу движения руки художника. Фактически картина нарисована кистью, а не написана. Леонардо максимально ограничил себя в цвете. Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности. Свинцовые белила почти скульптурно высвечивают объемы лица, заставляя их переливаться воображаемыми красками.

Иоанн креститель и Вакх

После смерти отца, Леонардо посредством судебной тяжбы (сохранились черновики его прошений) выиграл у братьев свою долю наследства и в сентябре 1508 года вернулся в Милан на службу щедрому к нему французскому королю. Именно в этот  второй миланский период была начата работа над «Иоанном Крестителем», написаны «Вакх» и «Леда».

Однако в декабре 1511 года французы были изгнаны из Милана. Леонардо пришлось покинуть герцогство, ибо ставший правителем сын Лодовико Моро Массимилиано удержался у власти не надолго.

Художник нашел приют на вилле Джованни Мельци в Ваприо, став учителем его четырнадцатилетнего сына Франческо. Когда спустя более чем полтора года он переехал в Рим, Франческо последовал за ним и не уже расставался с Леонардо до последнего его вздоха. Папой к тому времени стал под именем Льва X Джованни Медичи, а особым расположением стареющий мастер пользовался у его брата, кардинала Джулиано Медичи. Однако в 1515 году вступивший на французский престол Франциск I отвоевал Миланское герцогство.

По приглашению молодого короля, влюбленного в итальянское искусство и преклонившегося перед гением Леонардо, художник впервые покидает родину и, несмотря на тяготы предстоящего пути, отправляется во Францию. Здесь ему обещаны (и созданы!) действительно королевские условия пребывания и присвоен титул «Первого художника, инженера и архитектора Короля».

109

СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ.1513-1516. Лувр, Париж.

Осенью 1516 года больной и усталый Леонардо впервые в жизни покинул родную Италию и вместе с верным учеником Франческо Мельци отправился во Францию. Он взял с собой тома своих научных рукописей, множество рисунков и несколько картин. Кроме «Джоконды» и «Мадонны со Святой Анной» во Францию с Леонардо отправился и «Иоанн Креститель», странная картина, загадки которой и сейчас мучают ученых. Это касается как технологической стороны картины (никакой самый изощренный анализ с применением последних достижений науки и техники не обнаружил мазков кисти, «гладкопись» живописной поверхности — абсолютна), так и содержательной. Если изображен Иоанн, то, вероятно, таковым, опьяненным идеей, но еще сохранившим холеную плоть, этот аскет и неистовый проповедник был в годы ранней юности, до удаления от светского мира.

110

МАСТЕРСКАЯ ЛЕОНАРДО. ВАКХ. 1511-1515. Лувр, Париж.

Увенчанный лавром Иоанн Креститель в шкуре, с пастушьим посохом показывает правой рукой, возможно, в сторону источника, а в левой руке держит виноградную гроздь. Шкура и посох могут быть объяснены как атрибуты Крестителя, ягоды же и лавровый венок — символы античного бога вина. Указующий жест Вакха Леонардо перенял от древнеримских статуй. В работах других художников, копировавших «наблюдение» Леонардо, он встречается настолько часто, что становится «расхожим жестом». Загадочная полуулыбка Вакха (так же как и Иоанна, так же как и Джоконды) делает непонятным смысл его внутреннего состояния, а значит, оставляет за ним право находиться в поле универсальности, то есть потенциально содержать множество смыслов. Леонардо записал однажды: «И нравится мне, что в истории был кто-то, кто обращает наше внимание и научает нас тому, что в ней происходит, или приглашает нас посмотреть движением руки…» Иоанн Леонардо «движением руки» призывает узреть Божий мир. Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы.

111

МАСТЕРСКАЯ ЛЕОНАРДО. «ВАКХ». Фрагмент

112

КАРАВАДЖО. «ВАКХ». Ок. 1594. Галерея Уффици, Флоренция.

Продолжение следует….

  • https://vkusprazdnika.ru торты и Капкейки на заказ СПб.
← Годы скитаний
Автопортреты Леонардо →

Каталоги

Каталог гипсовой лепнины
  • Карнизы тянутые.
  • Карнизы лепные.
  • Карнизы скрытого освещения.
  • Молдинги.
  • Пилястры.
  • Колонны.
  • Полуколонны.
  • Накладной лепной декор.
  • Розетки потолочные.
  • Лампы и светильники.
  • Кронштейны.
  • Вазы, пъедесталы и тумбы.
  • Фризы.
  • Пальметы и мелочь.
  • Гипсовые декоративные панно.

  • Каталог травертина с лепниной
  • Эскизы для шкафов.

  • Каталог фресок на стену
  • Изображения для фресок.

  • Стоимость продукции
  • Прайс на нашу продукцию.
  • Эскиз лепного камина "Парижанка" камины в минске
    Эскиз лепного камина "Ностальгия" камины  из лепнины в минске
    Эскиз лепного камина "Британия" лепной камин
    Copyright © 2013-2023 ArtSabbia.by. All Rights Reserved. Студия декора и дизайна ArtSabbia.