Особую остроту проблема приобретает при развитии малых городов с отдаленной транспортной доступностью от города-центра группового расселения. В этом случае важно предусматривать возможность осуществления как частичного, так и значительного расширения зданий с увеличением их габаритов.
В больших городах с населением более 200 тыс. человек, крупных и крупнейших городах, с учетом их планировочной структуры создается полицентрическая система общественно-торговых центров, включающая общегородской центр, центры планировочных районов и специализированные центры. Поскольку развитие этих городов осуществляется за счет новых планировочных районов с центрами обслуживания, предприятия и учреждения обслуживания в общественно-торговых центрах существующих планировочных районов и в общегородских центрах могут быть построены с полной расчетной мощностью.
Перспективное увеличение их площади обеспечивается строительством зданий в центрах новых планировочных районов. Вместе с тем, учитывают также перспективу увеличения района в будущем, предприятия и учреждения в таких центрах должны создаваться с возможностью значительного расширения.
Временная компенсация недостающей площади (до расширения зданий) может обеспечиваться за счет создания сборно-разборных павильонов, сезонного расширения, а также сети других предприятий и учреждений обслуживания городского значения. При этом предусматривается взаимосвязанная сеть предприятий и учреждений в системе планировочных районов и города в целом с учетом роста суммарной площади предприятий и этапов их расширения. Поскольку предприятия и учреждения в специализированных общественно-торговых центрах, создаваемых в дополнение к общегородским и планировочным, размещаются в увязке с транспортными узлами и в местах наибольшего притяжения населения, их проектирование также должно осуществляться с учетом перспективного расширения зданий.
В силу того, что постоянная коррекция мощности предприятий и учреждений экономически не оправдана, да и практически невозможна, гибкое решение сети обслуживания позволит, соблюдая необходимый уровень обеспеченности населения, планировать этапы расширения в соответствии с существующей номенклатурой предприятий и учреждений. Это даст возможность осуществлять расширения, как правило, через 10-15 лет, поскольку через такие промежутки времени, как показывает анализ статистических данных и литературных источников происходят значительные функциональные, качественные и количественные изменения в развивающихся городских поселениях, технологических процессах, конструктивно-планировочных решениях. За этот период претерпевают существенные изменения и нормы проектирования, а также окупаются капитальные вложения в строительство общественных зданий.
При промежутках времени свыше 10-16 лет и необходимости увеличения мощности предприятия или учреждения более чем на 50% эффективность эксплуатации и уровень обслуживания населения значительно снижаются вследствие его перегрузки. В связи с этим представляется целесообразным принять этапы расширения в соответствии с действующей номенклатурой общественных зданий и с учетом увеличения их мощности в 1,5-2 раза, так как дальнейшее (более чем в 2 раза) увеличение площадей осуществляется путем строительства новых предприятий и учреждении в центрах планировочных районов. На основании изложенного могут быть предложены возможные варианты расширения торгово-бытовых, культурно-просветительных и зрелищных зданий, формирующих городские центры обслуживания. Таким образом, дальнейшему развитию системы обслуживания, регулированию изменяющейся во времени сети общественного обслуживания, гибкому использованию капитального фонда и материальной базы общественных зданий способствует создание перспективных типов общественных зданий с гибкой планировкой и возможностью пространственного развития. Эта актуальная задача связана с другими современными направлениями развития общественных зданий.
Важное значение в организации сети и формировании типов общественных зданий имеет тенденция укрупнения и кооперирования предприятий и учреждений обслуживания. Очевидно, что чем крупнее предприятие и чем шире его функциональное содержание, тем больше открывается возможностей для гибкой планировочной организации. Перспективным направлением является расположение объектов обслуживания в составе общественно-торговых центров, что обеспечивает дополнительные социальные, экономические и градостроительные преимущества. Кроме того, при решении проблем развития центров значительно расширяются возможности преобразований предприятий и учреждений.
Организации сети и типов объектов обслуживания с учетом перспективного развития и гибкой планировки, а также рационального расположения их в планировочной структуре города и в составе общественно-торговых центров будет способствовать улучшению качественного уровня обслуживания в условиях динамики его системы. Сейчас ведутся поиски новых методов проектирования, обеспечивающих вариантность объемно-планировочных решений и градостроительную маневренность общественных зданий, а также возможность изменения их пространственной структуры, т. е. наряду с понятием «эксплуатационная гибкость» вводится понятие «проектная гибкость». Несоответствие качественного уровня архитектуры и образной выразительности общественных зданий современным требованиям создания высокохудожественной среды обитания обусловливает необходимость повышения архитектурно-композиционных качеств зданий и комплексов в увязке с окружающей застройкой и планировочной структурой города.
При этом в условиях интенсивного развития градостроительной среды актуальной становится задача создания гибкого динамического архитектурно-пространственного решения здания, обеспечивающего изменяемость его объема, а при необходимости и внешнего облика. Созданию новых архитектурно-пространственных решений, обеспечивающих возможность изменений как внутренней, так и внешней структуры зданий, а также повышению их архитектурной выразительности способствуют разработка и внедрение перспективных конструктивных и инженерных систем. Среди современных тенденций развития общественных зданий значительное место занимает применение принципов гибкой планировочной и динамической пространственной организации.
Таким образом, основными направлениями развития общественных зданий являются следующие: совершенствование методики прогнозирования и развития системы общественного обслуживания, гибкая организация сети предприятий и учреждений с учетом их перспективного развития; рациональное укрупнение объектов обслуживания с преимущественным расположением их в общественно-торговых центрах, дополнение сети отдельно стоящих зданий и комплексов предприятиями и учреждениями приближенного обслуживания, размещаемыми в нижних этажах жилых домов; совершенствование функциональных и объемно-планировочных решений предприятий и учреждений с учетом эффективного использования их пространства; широкое внедрение в практику проектирования принципов гибкой планировки, обеспечивающих возможность универсального использования и трансформации помещений, перспективного расширения зданий; разработка методики вариантного проектирования массовых общественных зданий; повышение архитектурной выразительности зданий с учетом обеспечения их динамической пространственной организации; освоение новых технических достижений в области проектирования и строительства общественных зданий.