В теории архитектуры существует два понятия пространства — реальное и перцептивное (воспринимаемое). Композиционные характеристики последнего связаны с психофизиологическими и психологическими особенностями человека, обусловливающими различие в восприятии пространственных свойств архитектурной формы разными людьми, в разных условиях, с разной психологической установкой. Социальные, религиозные, политические, культурные и другие критерии каждой эпохи и каждого человека в значительной степени влияют на восприятие пространства.
Аспекты и концепция восприятия модерна.
Важным аспектом процесса восприятия, является момент определённого взаимодействия между человеком и пространством. Поэтому и архитектуру следует воспринимать «как элемент пространственного опыта». Об этом размышляли мастера рубежа 19-20 веков, закладывая новые принципы архитектуры, часто выраженной в элементах гипсовой лепнины http://artsabbia.by/produkciya/lepnina/. Очевидно, была установка на то, что «каждый индивидуум должен найти в своём жилище не только отдых и обновление, но и обострение и гармоническое развитие своих способностей». Именно тогда появляется психологическая концепция «экзистенциального» пространства, которое определяет поведение человека в пространстве. Архитектура рубежа 19-20 веков свойственна способность порождать положительные эмоции, чувства комфортности и защищённости. В процесс восприятия закладывался элемент сотворчества посетителя и обитателя этого пространства. Человек активно участвует в процессе узнавания нового, он заинтересован предложенными пространственными и декоративными символическими подтекстами и загадками. Богатые возможности архитектурной композиции являются определяющими началами в передаче человеку зрительной информации об архитектуре и её особенностях. Вероятно, в композиции заключена своеобразная запись процесса восприятия произведения, правил «прочтения» образа. Экспрессивные составляющие архитектуры дополняют основные её характеристики и связаны с основным замыслом произведения.
Восприятие форм модерна.
Форма предмета, его силуэт, его линии, его пропорции могут выразить и вызвать у человека определённую гамму переживаний, эмоций, ощущений. Все разнообразные качества, которые извлекает художник из формы, есть пластическая выразительность формы предмета, его пластическое богатство. Можно привести примеры особенностей воздействия отдельных форм, элементов композиции, восприятия общего впечатления от постройки, ощущения от сочетания цветов. Так, например, установлено, что «человек воспринимает пространство своей жизнедеятельности как асимметричное», и за счёт сил гравитации выделяет одно направление — вертикальное. Нарушение симметрии часто является художественным средством, рассчитанным на эмоциональный эффект. Даже выбор того или иного вида симметрии свойственно определённым типам восприятия. Например, «винтовые схемы соотносятся с периодами внутреннего упорядочения психики, субъективности, с полярностью представлений, иррациональностью, эмоциональностью и внутренней духовностью. Спиральные формы — это периоды высшего напряжения духа, сложных преувеличенных жестов и энергичных форм».
Равновесие масс архитектуры модерна.
Динамическое равновесие масс — важная особенность архитектурных и художественных композиций рубежа 19 и 20 веков. Художники модерна предпочитают динамические композиции, прибегают к симметрии и центрально-осевым построениям только в частностях, выбирая асимметрию и зрительное равновесии масс при сложных композициях, сочетающих неодинаковые объёмы. Этот живописный приём не случаен: это — и веяние времени, и привнесённые черты национальной, в том числе русской архитектуры. Что часто используется при изготовлении гибкого травертина http://artsabbia.by/produkciya/gibkij-travertin/. Зодчие эпохи модерна активно применяли винтовые структуры и предусматривали динамические траектории восприятия спиралевидных форм. Поражает разнообразие и непохожесть запечатленных рисунков и сюжетов. Мы видим повсюду не повторение уже увиденного прежде, а многочисленные причудливые вариации на заданную тему.
Характер пространства, сила массы, изящество поверхностей зависят также от цвета, «вызывающего ощущения широты и подавленности, холодности или удалённости, цвета, который ориентирует или разделяет элементы». Восприятие цвета вызывает температурные ассоциации, пространственные эффекты, а также ощущения, находятся под влиянием культурно-символического аспекта.
Значение цвета в модерне.
С помощью цвета можно добиться эффекта спокойствия или движения, а также показать особенности этого движения ритмическими сочетаниями цветовых пятен. Это ярко проявляется в создании искусственного мрамора — оселкового мрамора здесь.
Этому вопросу архитекторы модерна, безусловно, уделяли много внимания, и подходили к каждому цветовому решению с особым трепетом, рассматривая его как шанс «сказать» миру что-то новое и привнести ещё одну «краску» или «нотку» в бесконечный и вариабельный калейдоскоп форм. Рассматривая постройки модерна, мы видим цветную архитектуру, «оболочку» пространства искусственной среды, близкой по своему богатству формам природы и органическому началу. Полихромный мир, безусловно, биологичен, как богат красками, например, мир подводного царства. Архитекторы тщательно изучали атласы природных организмов, представителей флоры и фауны, морских обитателей, поражаясь разнообразию видов и форм, цветовым соотношениям, уже существующим на планете. Мастера мечтали обогатить привычный мир человека своими открытиями и внезапными прозрениями непостижимого, наделить его божественным и неподвластным началом.
Модерн разработал свою символику цветов, свои пристрастия к определённым узнаваемым сочетаниям. Тонкие соотношения слегка поблёкших тонов придавали неуловимый флёр «послевкусия». Восприятие цветовых решений любых декоративных оформлений афиш, виньеток, костюмов, витражей, росписей, светильников, тканей обивок, превращалось в процесс гедонистического открытия.
- Купить шпилька резьбовая Крепеж24.
- Штукатурка в москве купить по цене штукатурка гипсовая 30 кг цена.