Начало в предыдущей статье.
Не менее важен ещё один аспект осмысления, замеченный современными исследователями. Традиционно, в архитектурной теории, пространство понимается как однородная структура, безразличная к условиям освещения и размещения зрителя в его окружении. Концепцию пространства как «энергетического поля» предложил Паоло Портогези, отмечая постоянную изменчивость архитектурного пространства и рассматривая возможность передачи неких глубинных свойств пространства, данных человеку в восприятии.
Учёный изложил свою теорию в терминах физической теории поля: пространство, окружающее сооружение, не может трактоваться как пустое; оно пронизано энергией, особыми силами, порождёнными пластическими качествами постройки — «генератора». Эти силы П. Портогези предложил рассматривать как элементы поля восприятия, окружающего здание извне и проникающего в его интерьеры. При этом визуальное поле распространяется от центра и продвигает волновой фронт как зону активности так далеко, как позволяет ему его мощность (по аналогии с эффектом, образующимся на поверхности воды от брошенного камня).
Волновая природа «силового поля» архитектурного пространства предопределяет геометрию стеновых конструкций зданий, например, барочные изломы архитектурных форм, криволинейные очертания архитектуры модерна, символизирующие пульсацию, динамику развития и роста.
Непостижима до конца архитектура эпохи модерна: какое «силовое поле» было заложено её лучшими произведениями? Волновая природа криволинейных очертаний очевидна, обтекаемые скруглённые формы приятны глазу и близки человеческой природе. И по аналогии с природными процессами, в архитектуре модерна происходит генерирование, развитие и «рост» всех форм из какого-то единого ядра-импульса. И этот закон улавливается, начиная от основного пространственного элемента интерьера и завершая шпилем или окончанием кровли и ограждением участка всего архитектурного ансамбля. Это отчётливое впечатление ощущается зрителем и подчинено объективным законам человеческой психики, которые учитывал и которыми руководствовался мастер, при создании той или иной постройки.
Центральным понятием психологии восприятия является понятие зрительного образа: главное значение в восприятии пространственных отношений имеют зрительные ощущения.
Между тем, воздействие архитектурного пространства и архитектурного образа происходит не только через интеллектуальное и зрительное восприятие, но и через весь комплекс сенсорных каналов, включая и подсознание, т.е. через весь психологический аппарат человека. Художественное сознание оперирует аналогиями, ассоциациями, смысловыми и эмоциональными сопоставлениями, стремится упорядочить визуальный и духовный опыт. Хотя пространство и переживается как нечто изначально присутствующее, как самодостаточное, само его переживание достигается лишь через «взаимоотнесённость предметов». Элементы пространства можно не видеть, но чувствовать. Эта характеристика возникает благодаря воздействию потолка, стен и пола на ограничиваемое ими пространство. «Жизнь проявляется в пространстве, которое постоянно обогащается колебаниями звука и света». Внешний осмотр здания и опыт его использования воспринимаются совершенно по-разному. Характерный пример данного аспекта приводит И. Араухо: «…впечатление, которое производит Собор Парижской Богоматери на туриста при простом осмотре здания, не имеет ничего общего с тем впечатлением, которое возникает при исполнении под его сводами старинной музыки». Эмоциональная структура пространства задана архитектором и содержится в пространственном тексте его произведения. Она имеет свой «информационный смысл» и свои принципы построения и дополняет смысловую и конкретно-образную структуру пространства.
Современная психология в ходе исследований вынуждена констатировать прямую связь объектов психики с факторами времени, информации и энергии.
- https://tdfilter.ru фильтры воздушной очистки для вентиляции.
- Коттеджные поселки Нижегородской области для постоянного проживания КП Южная долина.