В Италии Давид с большим увлечением начал изучать имевшиеся там памятники искусства. В Парме его глубоко поразили картины Корреджо, в Болонье — полотна академистов, а в Риме он вначале более всего пленился Рафаэлем. Давид признал себя учеником, которому все следует начать заново.
Итальянский период Жака Луи Давида.
Знаменательно, что к пониманию античности он пришел через Рафаэля. Сам Давид так сформулировал это в своем восторженном обращении к великому мастеру эпохи Возрождения: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности! Ведь именно ты, возвышенный живописец среди новых художников, наиболее близок к этим неподражаемым образцам. Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя…». И Давид на много месяцев оставил кисть и принялся рисовать с античных образцов. Только изучение анатомии и прогулки по окрестностям Рима отвлекали его от этого занятия. В 1779 г. Давид совершил путешествие в Неаполь с молодым французским археологом Катрмером де Кенси и осмотрел Геркуланум к Помпеи. Хотя Катрмер де Кенси был в то время еще очень молод, он уже был увлечен античностью и, склонный к систематизации и обобщению, разбирался в ее памятниках лучше, чем это мог сделать тогда Давид. Очевидно и в знакомстве художника с древним Римом Катрмер де Кенси сыграл немалую роль. В Лувре хранятся многочисленные рисунки Давида, исполненные карандашом, тушью, пером и акварелью, которые являются своего рода вехами на пути постепенного познания им античности. Среди этих рисунков имеется несколько пейзажей Рима. В них-то и проявился впервые особый дар видения художника, в котором свежесть восприятия сочеталась со строгим отбором и умением зафиксировать главное как в отдельных формах, так и в мотиве целиком. Результаты столь упорной, многогранной работы сказались не сразу, но, бесспорно, высокого мастерства как рисовальщик он достиг именно в этот период. Новая манера Давида и его изменившийся подход к задачам искусства стали очевидны лишь в Салоне 1781 г., когда он выставил две разнородные картины «Конный портрет графа Потоцкого» и историческую композицию «Вел из арий, просящий милостыню». Эти произведения наметили две линии в творчестве художника, которые пойдут отныне параллельно одна другой. Портретист и исторический живописец иногда будут спорить в нем между собой, но дружно завоюют ему признание потомства.
Для Давида как портретиста всегда было решающим непосредственное восприятие реальности — самой модели и наиболее типичной для нее среды. Часто это конкретное окружение подсказывало ему и характер композиционного решения. Так было и с портретом Потоцкого наиболее значительной из ранних портретных работ художника. В основу его композиции был положен действительный эпизод, свидетелем которого был Давид.
В 1779 г. во время пребывания в Неаполе Давид был однажды приглашен на охоту короля неаполитанского Фердинанда IV, где в качестве гостя был и молодой шляхтич Станислав Костка Потоцкий, будущий министр просвещения Царства Польского. В момент передышки охотников Потоцкий попросил разрешения у короля объездить на редкость красивого и сильного коня, которого никто до того не мог обуздать.
Благодаря своему исключительному хладнокровию и ловкости, Потоцкий, к величайшему удивлению всех присутствующих, укротил его. Давид, искренне пораженный и восхищенный этой сценой, тут же согласился на предложение Фердинанда IV написать конный портрет польского вельможи.
К работе над портретом Давид приступил в начале 1780 г. по эскизу, сделанному в Неаполе, в манеже, годом раньше. Работа была завершена в Париже к осени 1781 г. На любопытное обстоятельство указывает один из подготовительных рисунков Давида к этой картине, хранящийся в Лувре. Это карандашный рисунок с одной из картин Рубенса в Риме, изображающий голову и передние ноги идущего вправо коня. Давид использовал его для своей работы, придав коню лишь поворот влево. Так, дополнив впечатление от натуры творческой переработкой мотива, взятого из произведения великого фламандца, Давид создал убедительно правдивое и в то же время величественное изображение.
Граф Потоцкий. Жак Луи Давид.
На фоне серой каменной стены — всадник на великолепном светлом коне. Поза всадника полна демонстративного спокойствия. Он как бы раскланивается со смотрящими на него зрителями, сняв шляпу и широким жестом руки отведя ее в сторону. В этом парадном портрете, созданном в традициях, идущих от репрезентативных портретов XVII в., есть, однако, нечто новое — возросший интерес к индивидуальной характеристике, жизненная непосредственность трактовки образа. Зритель верит, что изображен смелый и ловкий наездник, имеющий право так горделиво сидеть на усмиренном им коне. Убеждает своей правдой и лицо всадника, в котором художник подчеркнул и естественное для аристократа высокомерие взгляда, и резкость сильно выступающего носа, придающего особую характерность лицу. Необычным для типа парадного портрета является и костюм Потоцкого. Он изображен без мундира, в одной белой рубашке и темно-вишневом жилете. Только голубая орденская лента (польского ордена Белого Орла), перекинутая через плечо, нарушает известную интимность костюма. Сверкающая белизна рубашки, интенсивно желтый цвет лосин, эффектно выступающих на фоне голубого с золотой бахромой чепрака, определяют яркую красочность портрета. Стройность и изящество всадника еще больше выигрывает от сопоставления с крупными формами коня, исполненного с большой живописной свободой и точным знанием анатомии животного.
Собственно, Давид в поисках большей выразительности и в силу еще не окончательно сложившейся манеры несколько по-разному подходит к трактовке коня и человеческой фигуры. В изображении Потоцкого с его подчеркнутой статичностью позы есть уже та строгая чеканность линий и светотеневых объемов, которые позднее восторжествуют в искусстве Давида, а конь исполнен в духе фламандской живописной традиции, так как художнику хотелось самой красочной лепкой передать напряжение каждого мускула и потенциальную силу животного; эта живописная сочность впоследствии будет все реже и реже встречаться в произведениях Давида.
«Портрет Потоцкого» был благосклонно встречен современной критикой. Дени Дидро назвал его «превосходным», а в обзоре Салона было отмечено, что особенно хорош рисунок коня и то единство, которое он образует с наездником.
Продолжение следует…
- Новинки музыки скачать самые свежие новинки muznow.net.