Модерн — процесс исторической смены старого и нового. Градостроительный аспект психологии восприятия
Естественный исторический процесс смены старого новым очевиден и неизбежен. Но принцип «прорастания» нового может быть разным: как щадящим, так и агрессивно-конфликтующим. При строительстве новых современных зданий возникают большие сложности взаимодействия старого и нового. Важен принципиальный подход к этой задаче, отношение к городу вообще и ответственность за то, что делается благодаря твоему личному участию или равнодушию. Как примирить оппозиции, разные запросы и взгляды современников на историческое наследие?
Градостроительные аспекты архитектуры модерна.
Часто, историческая градостроительная доминанта «зачёркивается новой», абсолютно безучастной и безликой, и улица, прежде ориентированная на культовое сооружение, храм, церковь, акцентировавшее её оригинальный облик, теперь может превратиться в тупик, зрительный хаос с отсутствием логических ориентиров. Какое ощутимое разочарование мы получаем в восприятие, когда происходит нелепая замена утраченного памятника архитектуры рядовым и незамысловатым зданием, созданным по каким-то новым правилам, и с очевидным нарушением уже сложившегося «контекста». Почему-то глазу не хочется смешивать необозримых очертаний бетонно-стеклянные «коробки» с -историческими памятниками: милыми и человечными по масштабу городскими усадьбами, особняками и домиками, в которых хотелось бы побывать.
Как правило, чтобы сделать новую постройку или пристройку контекстной, современный архитектор часто ограничивается применением каких-то характерных декоров, цветов и деталей. Этого не достаточно для зрелого осмысления и ответственного отношения к архитектурному наследию. Серьёзный анализ пропорциональных соотношений, принципов сочетания объёмов, пластики фасадов и в том числе ритмический анализ композиционных построений исторических зданий крайне важны для решения проблемы осознанного благоприятного соседства. Вопрос научной реставрации памятников архитектуры также становится сегодня фундаментальной научно- исследовательской задачей.
Исторические пространственные «наложения» неизбежны. Должен ли их учитывать современный архитектор, вписываясь в существующее пространство и в сложившийся «контекст?»
Стилизация и некоторая эклектичность заложены в принцип последовательной преемственности, но важно учитывать и основополагающие композиционные и пространственные закономерности. Безусловно, необходимо искать компромиссы в поиске сочетаемости новых решений с давно ушедшей историей. Современному строителю чаще всего почему-то мешает подобное соседство, создаётся ощущение, что он с ним «борется» по принципу «кто сильнее». Можно относиться с юмором и лёгкой самоиронией к своей истории, к достижениям, ошибкам и заблуждениям различных эпох. Это уже, само по себе, есть признак зрелости и приятия, являясь некоторой стадией процесса преемственности.
Модерн — стиль, который признавал юмор, использовал цитирование, утрирование, даже допускал пародийные начала в формообразовании и предполагал ответную самоиронию его обитателей, демократизм представлений и суждений. Широкий взгляд на вещи также являлся необходимым элементом восприятия городского пространства.
Современный человечный подход к созданию окружающей среды требует детального изучения отечественного и зарубежного опыта исторической застройки, принципов её развития и деликатного «вживления» в неё необходимых для современного города новых элементов.
- http://www.tochkalubvi.ru интим магазин в городе москва.