Основной отличительный признак орнамента, выражающийся в его подчиненной, несамостоятельной роли, в том, что орнамент вне орнаментированного объекта и независимо от него даже не может существовать, не является все же единственным и достаточным для определения орнамента признаком. Этот признак позволяет определить границы области орнамента, но не раскрывает всех специфических его черт.
Признаки орнамента.
Для орнамента специфична его условность, проистекающая из самой его сущности, из самой его природы. Если орнамент не представляет собой самостоятельного художественного произведения, а лишь участвует в декоре объектов, то он должен быть подчинен этим объектам, в частности, должен сохранять их форму. Его объемно-пространственная трактовка не должна нарушать орнаментируемых поверхностей. Следовательно, объемно-пространственная трактовка орнамента по необходимости должна быть ограничена какими-то требованиями, неминуемо приводящими к той или иной степени условности общей его трактовки. Такое правило прослеживается и в 3d гипсовых панелях.
Когда орнамент теряет свою условность и становится иллюзорным, он отрывается от орнаментированного объекта, приобретает в какой-то мере самодовлеющее значение.
В самом деле, представим себе такой ковер, в котором изображены, скажем, цветы с предельной объемностью, в определенном пространственном отношении к окружающему фону, при определенном освещении, как в живописном этюде. Такой ковер превратится в картину; его цветочный рисунок уже не будет орнаментом. Такой ковер нельзя постелить на пол. Он как изделие, украшенное цветочным рисунком, потеряет свой смысл и превратится в поверхность, на которую нанесено картинное изображение самодовлеющего значения.
Орнамент по своей природе не может быть натуралистичным. Если он натуралистичен, он будет иллюзорен, он потеряет тогда свою органическую связь с орнаментированными объектами, вступит с ними в противоречие, будет их разрушать.
Рассмотрим орнаментику монумента Мать -Армения (бывший монумент И. В. Сталина) в Ереване. Монумент воздвигнут в честь победы, одержанной советским народом в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками.
В постаменте сооружения предполагалось развернуть музей Великой Отечественной войны. Вход в этот музей трактован как победная арка из роз. Символ венка из цветов издревле считался символом победы, издревле триумфальные шествия победителей усыпались цветами. Однако победная арка из роз в этом монументе отнюдь не натуралистична. Она состоит из 19 крупных розеток, условно, образно отображающих цветы, но ни одна из розеток не похожа на цветы реального растения и тем более на реальные розы. Несмотря на условность, на своеобразие орнаментации арки, она действительно воспринимается как арка из роз. Каждая розетка полна глубокого, непосредственного ощущения живой природы. Все 19 розеток различны, как различны одни и те же цветы в природе.
Ажурная резьба создает богатейшую игру светотени, переливы оттенков, таких же неуловимых, какие можно наблюдать в живой природе. Этот орнаментальный художественный образ правдив, поскольку в нем глубоко верно раскрыто идейно-художественное содержание.
Сравним какое-нибудь изображение, например, виноградной лозы в картине, с ее изображением в орнаменте. В картине изображение лозы неминуемо выразится в такой форме, которая будет восприниматься как воспроизведение конкретной виноградной лозы (независимо от того, писал ли художник картину с натуры, т. е. с конкретного объекта, или создавал ее без натуры по воображению). В орнаменте оно выразится в изображении виноградной лозы вообще, не воспроизводящей никакого конкретного объекта. Более того, в орнаменте виноградная лоза может превратиться в строго ритмизированный узор, чем она будет существенно отличаться от любого примера реальной лозы. Но при всем отличии от натуры мотив сохранит и в орнаменте все черты, характеризующие изображение как виноградную лозу. Орнаментальный образ менее конкретен, менее способен выражать индивидуальность.
Орнаментальные узоры в большинстве случаев строятся на принципе ритмической повторяемости либо одного, либо нескольких элементов. Иногда имеет место зеркально-симметричное повторение одного и того же мотива, иногда имеет место неполное зеркальное повторение, но такое построение рисунка, при котором правая и левая его части воспринимаются как подобные друг другу. Весьма часто в орнаментальных композициях встречается ось: либо ось симметрии (иногда ось равновесия), либо ось, вдоль которой развивается повторяющийся узор. Изучение фактического материала показывает, однако, что не всегда рисунок орнамента строится по этим принципам. Встречаются такие орнаментальные формы, которые и несимметричны, и не строятся на основе повторяемости элементов.
Орнамент всегда обусловлен той техникой и тем материалом, при помощи которых он выполнен. Печатный орнамент в книге не может быть таким же, как рельефный орнамент гипсовой лепнины на архитектурном сооружении. Скульптурный рельефный орнамент на сооружении, выполненный в металле отливкой или ковкой, не может быть совершенно таким же, как тесанный из камня, или созданный по технологии гибкий травертин. Все исследователи орнамента всегда подчеркивали существенную роль техники и материала его выполнения. Однако подчиненность орнамента материалу и технике выполнения отнюдь не является особой, лишь ему присущей специфической чертой. Любое произведение скульптуры и живописи также в значительной мере зависит от его техники и материала исполнения.
Продолжение следует….
- Сушилка древесина обзор сушильных камер для древесины.