Живопись в архитектуре применяется как одноцветная или почти одноцветная (гризайль), так и многоцветная. Живописная техника позволяет воспроизводить любую степень рельефности рисунка от иллюзорной объемности до плоскостного изображения. Однако, какова бы ни была иллюзорная объемность изображения, живопись не заменяет и никак не может заменить скульптурный рельеф и неверно фальсифицировать живописью барельефы.
Орнамент может быть выполнен живописно, техникой сграффито, в лепнине, в резьбе по дереву, камню, гипсу, в керамике, в металле литьем, ковкой, чеканкой. И техника, и материал выполнения отражаются на характере орнамента. Различные материалы обладают различными фактурными и цветовыми качествами.
Скульптурные элементы древнегреческой архитектуры отличались пластической разработанностью и все же вполне соответствовали яркому освещению этой южной страны. Они всегда выполнялись в высоком рельефе, низкорельефная же орнаментация соединялась там с четкими гранями обломов, т. е. и в том, и в другом случае образовывались достаточно глубокие тени, обеспечивающие зрительное восприятие формы даже при небольшом диапазоне светотеневых градаций.
По фасаду здания Государственного театра в г. Гори, ниже орнаментального фриза, проходит изящный рельефный пояс из арочек, поддерживаемых столбиками-пилястрами. Один из таких столбиков расположен на самой грани угла здания. По ребру здания, ниже столбика фриза, сделаны зубчатые вырезы, как бы продолжающие рисунок столбика.
В различных по назначению сооружениях орнамент сосредоточивается то больше в наружной, то больше во внутренней архитектуре. Так, в сооружениях метрополитена он сосредоточен во внутренней архитектуре, в зданиях же вокзалов — отчасти в наружной архитектуре, а больше — в интерьерах помещений длительного пребывания пассажиров: в залах ожидания, в залах ресторанов. В театральных зданиях орнамент сосредоточен во […]
Говоря об орнаменте, надо различать систему орнаментации, орнамент и орнаментальные мотивы. Система орнаментации — это применение орнамента, принципы его применения, пути его использования в обработке орнаментированных объектов. Орнамент — целостные узоры, элементы же орнамента — только составляющие части таких узоров, которые, конечно, имеют свои художественные качества.
Вновь меняется роль орнамента в архитектуре русского классицизма конца XVIII в. — первой трети XIX в. Декор здесь не обилен. Доминирует строгая форма сооружений. Орнамент подчеркивает отдельные архитектурные детали. Декоративные вставки изобразительного и орнаментального характера подчеркивают основные членения сооружений, оси их композиции, архитектонический строй зданий. Роль декора, в частности, орнаментального, здесь подчиненная.
Орнамент участвует в архитектурном сооружении в качестве элемента композиции и средства художественной выразительности. В архитектуре различных стилей, различных эпох орнамент используется различно. Роль его в архитектурной композиции и его формы при этом существенно меняются.
Масляная живопись не похожа на темперную живопись. Фреска специфична по колориту и даже по рисунку не только в силу того, что фресковая роспись как декоративная форма обусловлена чисто архитектурными требованиями, предъявляемыми к ней, но и в силу техники выполнения, в силу того, что она выполняется по сырой штукатурке красочными пигментами, затертыми на воде. Любые металлические […]
Основной отличительный признак орнамента, выражающийся в его подчиненной, несамостоятельной роли, в том, что орнамент вне орнаментированного объекта и независимо от него даже не может существовать, не является все же единственным и достаточным для определения орнамента признаком. Этот признак позволяет определить границы области орнамента, но не раскрывает всех специфических его черт.